Права потребителей и СССР. Казалось бы что общего? На самом деле во
времена СССР действовали достаточно жесткие законы, регламентирующие
правила обмена некачественных товаров, их гарантийного ремонта, либо
возврата денег за них.
Взаимоотношения
между предприятиями торговли и покупателями регламентировались
Правилами работы магазинов, утвержденными министерствами торговли
союзных республик на основании приказа министра торговли СССР от 2
августа 1958 года (в РСФСР, в частности, действуют такие Правила от 27
ноября 1958 года). Утверждены были также республиканские Правила
обслуживания покупателей и поведения продавца (в РСФСР от 27 августа
1966 года).
Правила
розничной торговли текстильными, швейными, трикотажными и
галантерейными товарами (каждое из них утверждено приказом Министерства
торговли СССР № 896 от 22 октября 1951 года) обязывали продавца по
отношению к покупателям в основном к следующему: оказывать содействие в
выборе товаров; знакомить с имеющимися моделями и сортами, видами
изделий и их отличиями; помогать в определении нужных покупателю
размеров, предлагать товары сопутствующего ассортимента; рекомендуя
новые виды товаров, объяснять, в чем их преимущество; продавая ткани,
показать имеющиеся расцветки и рисунки, дать консультацию, сколько
купить ткани для пошива той или иной вещи; отпуская товары, объяснить
правила пользования, лучшего сохранения и ухода (стирка, глажка,
чистка).
Розничная продажа обуви регулировалась Правилами,
утвержденными приказом Министерства торговли СССР от 17 января 1968 года
№ 8. Кстати, был в этих Правилах один пункт (№ 17), который, отражал
реальную ситуацию с доступностью товаров. В этом пункте было сказано:
«При отсутствии в продаже необходимого для покупателя товара продавец
должен сообщить покупателю, когда ожидается его получение».
В
советское время получение новой квартиры стало явлением массовым, и
поэтому особое значение в связи с этим приобретала четкая торговля
мебелью. В соответствии с Правилами продажи, утвержденными приказом
Министерства торговли СССР от 22 октября 1951 года № 896, продавец
обязан был не только ознакомить покупателя с имеющимся ассортиментом
мебели и оказать ему необходимую помощь в ее выборе, но и сообщить,
каким предприятием она изготовлена, из какой древесины, характер лицевой
отделки, вид обивочных материалов. Кроме того, Правилами было
предусмотрено, что продавец «дает совет, какая мебель (отдельный
предмет) подходит по габаритам и архитектурным формам к площади комнаты и
имеющейся в комнате мебели». Проданная мебель должна была быть
доставлена покупателю на дом в двухдневный срок в часы, согласованные с
покупателем, за отдельную плату.
Сделав
покупку, гражданин приобретал вполне определенные права. Например,
согласно Типовым правилам обмена промышленных товаров, купленных в
розничной торговой сети (приложение к циркулярному письму Министерства
торговли СССР от 3 января 1967 года № 01-75), гражданам предоставлялось
право в течение 14 дней (не считая дня покупки) обменять купленные в
магазинах доброкачественные верхние швейные и трикотажные изделия,
головные уборы, штучный текстиль, женские сумки. Обменять можно было
вещи, не подошедшие по форме, фасону, расцветке или размеру, причем
только те, которые не были в употреблении, не повреждены, чистые,
обязательно с фабричным ярлыком и товарным или кассовым чеком магазина.
Обувь,
не подошедшую по размеру, фасону или модели, можно было обменять в
течение 7 дней со дня покупки, при условии, что она не была в
употреблении. В случае утери покупателем чека - только с разрешения
директора магазина или его заместителя (пункты 3 и 4 Правил обмена
обуви, утвержденных 4 апреля 1966 года Министерством торговли и
Министерством легкой промышленности СССР).
Все, о чем говорилось выше, относится к качественным, добротным товарам. А как было в случаях, если вещь оказалась с браком?
Основы
гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в статье 41
определяли ответственность предприятий торговли за продажу
некачественных вещей. Это положение было закреплено и в гражданских
кодексах союзных республик. Объем и последовательность ответственности,
порядок и сроки предъявления претензий были конкретизированы в
соответствующих Правилах обмена товаров. Кстати, была существенная
разница в положениях об обмене товаров, продаваемых с гарантийным сроком
и без него.
В соответствии с Правилами обмена промышленных
товаров покупатель, обнаруживший дефект в вещи, продаваемой без
гарантийного срока, имел право обменять ее в течение 14 дней, не считая
дня покупки. При этом на вещи должен был сохраняться фабричный ярлык.
Необходимо было предъявить также товарный или кассовый чек. Товары,
продаваемые без чека и ярлыка, обменивались только по решению
администрации магазина.
Если же в купленных вещах был обнаружен
скрытый дефект, подтвержденный лабораторным анализом или заключением
бюро товарных экспертиз, то срок обмена продлялся до четырех месяцев.
Вещь направлялась магазином на исследование в течение пяти дней с
момента заявления покупателя. Для сезонных товаров (например, для зимних
пальто) сроки исчислялись с момента наступления соответствующего
сезона.
При отсутствии в магазине товаров для замены у покупателя
принималась бракованная вещь, а ему немедленно возвращались деньги в
размере полной стоимости вещи.
На товары, которые продавались с гарантийным сроком, распространялся следующий порядок обмена.
Телевизоры,
радиолы, магнитофоны и другая радиоаппаратура подлежали обмену, если в
гарантийной мастерской в течение десяти дней после письменного заявления
не могли устранить неисправность из-за отсутствия запасных частей или
сложности ремонта; после одного сложного ремонта с заменой основных
узлов был необходим повторный - такой же сложности; после трех мелких
ремонтов - необходим еще такой же.
Пианино,
рояли, велосипеды, стиральные машины, холодильники, швейные и
универсальные кухонные машины, лодочные моторы и другие крупногабаритные
изделия, а также электросчетчики обменивались, если был невозможен их
ремонт в течение десяти дней либо после двукратного ремонта с заменой
агрегатов, отдельных крупных деталей, узлов, частей.
Баяны,
аккордеоны, гармонии, кинокамеры и проекторы, фотоаппараты,
электробритвы, электровакуумные изделия и электроприборы - при
установлении неисправности производственного характера, которая не могла
быть устранена в недельный срок, а также при необходимости повторения
сложного ремонта.
Часы
подлежали обмену, если по заключению гарантийной мастерской их нельзя
было отремонтировать в недельный срок. Однажды отремонтированные по
гарантии часы при необходимости повторного ремонта подлежали
обязательной замене. Однако мелкие дефекты, которые могли быть устранены
в присутствии заказчика, не могли служить основанием для замены.
Легковые
автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды подлежали
обмену в том случае, если мастерская гарантийного обслуживания не
приведет их в технически исправное состояние в течение двух недель.
Обувь
обменивалась по специальным правилам, принятым в соответствии с
циркулярным письмом Министерства торговли СССР от 21 апреля 1966 года.
Для сезонной обуви сроки исчислялись с начала соответствующего сезона.
Правила обмена обуви должны были вывешиваться во всех магазинах,
торгующих обувью, в удобном для обозрения месте.
Дефекты мебели
должны были устраняться в недельный срок. Если это оказывалось
невозможно, то предмет необходимо было заменить на изделие того же
артикула либо другого, но лишь с согласия покупателя. В противном случае
ему возвращалась полная стоимость предмета. Замена отдельных предметов
из гарнитура разрешалась только с согласия покупателя (по общему правилу
заменялся весь гарнитур).
Во всех случаях при отсутствии для
замены товаров той же марки (артикула) и согласия покупателя на замену
их такими же другой марки ему должны были полностью возвратить деньги.
Гарантийный срок исчислялся со дня продажи. Время нахождения вещей в
ремонте в гарантийный срок не включалось. При обмене вещей начало
гарантийного срока исчислялось с момента обмена.
Доставка
крупногабаритных предметов в период гарантийного срока в мастерскую для
ремонта или в магазин для обмена и обратно производилась за счет
магазина или мастерской.
Необходимо, однако, иметь в виду, что
дефекты и неисправности, возникшие по вине покупателя, не давали права
на гарантийный ремонт или на обмен. Заключение в этом случае давало Бюро
товарных экспертиз. Расходы относились на счет виновной стороны.
Как
видим, правила достаточно разумные и продуманные, направленные на
качественную защиту потребителей. Тем не менее, работали они достаточно
плохо по некоторым причинам. В первую очередь из-за тотального дефицита,
при котором нередко покупатель предпочитал оставить некачественную
вещь, отремонтировав ее самостоятельно, чем пытаться обменять на другую.
Во-вторых, из-за низкой правовой грамотности населения, которое далеко
не всегда знало о своих правах. В-третьих из-за малой плотности
гарантийных мастерских, которых нередко на весь Советский Союз было пару
десятков, что превращало гарантийный ремонт в недоступную или очень
труднодоступную опцию.
http://mywebs.su/blog/cccp/30760/