Декреты 1918 (часть пятнадцатая)

May 14, 2017 11:12

Оригинал взят у egor_23 в Декреты 1918 (часть пятнадцатая)
Продолжение...
Моральный кодекс строителя коммунизма:
• Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
• Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
• Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
• Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
• Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
• Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
• Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
• Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
• Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
• Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
• Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
• Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.


Временное положение о Комитете государственных сооружений ВСНХ и состоящих при нем учреждениях 11 июня 1918 г.
§ 1
Комитет государственных сооружений является отделом Высшего советанародного хозяйства. В задачи его входит разработка плана, установление порядка выполнения и осуществления государственного строительства, а также рассмотрение всех проектов государственных сооружений и общественных работ, поступающих в отделы Высшего совета народного хозяйства и во все народные комиссариаты, каковые проекты только через него поступают в президиум Высшего совета народного хозяйства.
§ 2
Высшим органом Комитета государственных сооружений является коллегия, состоящая из пяти членов, выбираемых президиумом Высшего совета народного хозяйства, и по одному представителю от: Всероссийского совета профессиональных союзов рабочих, центрального органа союзов рабочих на постройках и изысканиях железнодорожных, от рабочих водных и других путей, Всероссийского объединения строительных рабочих, а также профессиональных союзов по решению президиума Высшего совета народного хозяйства и постоянных представителей Комиссариатов: коллегии путей сообщения, финансов, труда, земледелия, морского, военного, внутренних дел, продовольствия и контроля.
§ 3
Председатель Комитета государственных сооружений назначается президиумом Высшего совета народного хозяйства и пользуется в отношении постановлений коллегии правом приостановления их впредь до разрешения спорного вопроса президиумом Высшего совета народного хозяйства.
§ 4
Текущими делами Комитета ведает распорядительное бюро, состоящее из председателя Комитета и его товарищей, утверждаемых президиумом Высшего совета народного хозяйства. Коллегии Комитета предоставляется право наметить кандидатов в члены распорядительного бюро.
§ 5
Заседания коллегии созываются не реже двух раз в месяц и законны при всяком числе членов.
§ 6
Один из товарищей председателя Комитета по представлению председателя является его заместителем в Комитете и других учреждениях.
§ 7
Техническими и исполнительными органами Комитета государственных сооружений являются:
а) Распорядительное бюро Комитета государственных сооружений,
б) Центральное управление по оборудованию и снабжению,
в) Финансово-экономический совет,
г) Технический совет и
д) Временный совет общественных работ.
§ 8
На Главное управление государственных сооружений возлагаются в пределах утвержденных общих планов и финансовых смет подготовка и осуществление проектов сооружений государственного значения и тех сооружений местного характера, которые не могут быть осуществлены местными материальными и техническими средствами.
§ 9
Распорядительному бюро непосредственно подчиняются следующие управления:
а) по сооружению железных дорог,
б) по сооружению водного хозяйства,
в) по сооружению шоссейных, грунтовых и узкоколейных железных дорог,
г) по вспомогательным сооружениям по транспорту,
д) по городскому и сельскому строительству,
е) по электротехническим сооружениям и
ж) по промышленному строительству.
§ 10
Управляющий отдельным управлением является ответственным руководителем деятельности управления и принимает собственной властью, в пределах ведения управления, все текущие распорядительные меры, а также имеет право расходования ассигнованных по сметам кредитов.
§ 11
Права и обязанности заведующих отделами и отдельными частями управлений устанавливаются Главным управлением по соглашению с управляющим соответственного управления и утверждаются распорядительным бюро Комитета государственных сооружений.
§ 12
Центральное управление по оборудованию и снабжению осуществляет планомерное снабжение материалом и пр. работ Главного управления, заведует распределением строительного материала и инвентаря, принятого от разных ведомств и военных организаций, и оказывает содействие управлениям в снабжении работ рабочей силой, пищевым и вещевым довольствием.
§ 13
Финансово-экономический совет обсуждает все мероприятия государственного строительства и согласует их с народнохозяйственными интересами страны. Он объединяет деятельность всех экономических отделов управлений.
§ 14
К предметам ведения финансово-экономического совета относится:
а) разработка общего плана государственного строительства по отдельным его отраслям: железнодорожной водной, шоссейной и др.,
б) обсуждение способов финансирования различных отраслей государственного строительства и применение к нему частной инициативы,
в) заключения с финансово-экономической стороны по всем строительным проектам, поступающим на рассмотрение Комитета государственных сооружений и
г) рассмотрение бюджета по государственному строительству.
Примечание. Для выполнения в перечисленных выше параграфах задач финансово-экономический совет образует отдельные комиссии: по новым железным дорогам, водным путям и пр.
§ 15
Технический совет является высшим техническим органом Комитета, утверждает в техническом отношении проекты государственных сооружений, устанавливает нормы и формы расчетов сооружений и регламентирует во всех других отношениях строительную деятельность.
§ 16
Временный совет общественных работ имеет своим назначением разработку руководящих принципов организации общественных работ, выработку их плана и согласование деятельности отдельных учреждений и организаций в области общественных работ.
§ 17
Права председателей Центрального управления по оборудованию и снабжению, финансово-экономического, технического и временного по общественным работам советов определяются применительно к §§ 10, 11 и утверждаются коллегией Комитета.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Приказ об учреждении Революционного военного совета для руководства всеми операциями против чехословацкого мятежа 13 июня 1918 г.
Для руководства всеми отрядами и операциями против чехословацкого мятежа и опирающейся на него помещичьей и буржуазной контрреволюции Совет Народных Комиссаров утверждает Революционный военный совет в составе народного комиссара Кобозева, главнокомандующего Муравьева и комиссара Благонравова.
Все командующие отдельными частями фронта, равно как и начальники отдельных отрядов полностью и безусловно подчиняются {430} Революционному военному совету. Все оперативные приказания отдаются главнокомандующим Муравьевым и скрепляются одним из комиссаров.
Все советские учреждения обязуются оказывать Революционному военному совету всемерное содействие во всех его действиях, направленных на подавление контрреволюционного мятежа. Неподчинение или противодействие будут рассматриваться как измена и караться по законам военного времени.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар по военным делам. (Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.)
Постановление ВЦИК об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей контрреволюционных партий социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков 14 июня 1918 г.
Принимая во внимание:
1) что Советская власть переживает исключительно трудный момент, выдерживая одновременно натиск как международного империализма всех фронтов, так и его союзников внутри Российской Республики, не стесняющихся в борьбе против Рабоче-Крестьянского правительства никакими средствами, от самой бесстыдной клеветы до заговора и вооруженного восстания;
2) что присутствие в советских организациях представителей партий, явно стремящихся дискредитировать и низвергнуть власть Советов, является совершенно недопустимым;
3) что из ранее опубликованных, а также оглашенных в нынешнем заседании документов ясно обнаруживается, что представители партий - социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков, вплоть до самых ответственных, изобличены в организации вооруженных выступлений против рабочих и крестьян в союзе с явными контрреволюционерами - на Дону с Калединым и Корниловым, на Урале с Дутовым, в Сибири с Семеновым, Хорватом и Колчаком и, наконец, в последние дни с чехословаками и примкнувшими к последним черносотенцами,
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
исключить из своего состава представителей партий социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков, а также предложить всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов удалить представителей этих фракций из своей среды.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердлов.
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета В. Аванесов.


Временные правила об отпусках 14 июня 1918 г.
1. Рабочие и служащие всех отраслей труда, проработавшие в предприятии, учреждении или у частного лица не менее 6 месяцев без перерыва, имеют право один раз в течение года получить отпуск с сохранением содержания и выдачею его вперед.
Примечание. В шестимесячный срок работы засчитываются, при ее непрерывности, работа и в другом предприятии того же владельца или служба в различных учреждениях Российской Федеративной Советской Республики.
2. В текущем 1918 году продолжительность отпуска устанавливается сроком в 2 недели.
3. Использование отпуска должно быть отмечено в расчетной книжке, а там, где нет таковых, - в послужном списке или в другом соответствующем документе.
4. Платная работа во время отпуска запрещается.
5. Пользование отпусками происходит в течение всего года, причем очередь отпусков устанавливается по соглашению между нанимателем, управлением предприятия или учреждением и выборными представителями рабочих и служащих по категориям в таком порядке, чтобы нормальный ход работ и занятий в предприятиях и учреждениях не нарушался.
6. Неиспользованное право на отпуск дополнительно не оплачивается.
7. Отпуска по экстренным обстоятельствам разрешаются в порядке ст.5 настоящих правил.
8. Настоящее постановление не касается отпусков, разрешаемых больничными кассами.
9. На 1918 г., ввиду особо тяжелых условий, переживаемых стрaной, все частные соглашения, все пункты коллективных договоров, все постановления местных Советских властей или отдельных ведомств, устанавливающие более продолжительные сроки отпуска, - отменяются.
10. Народному комиссариату труда предоставляется право устанавливать более продолжительные сроки отпусков в особо вредных производствах.
11. Настоящие правила вступают в силу со дня их опубликования.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Декрет о праве получения содержания из имущества лиц, объявленных отсутствующими, и о судебном признании пропавших умершими 17 июня 1918 г.
1. Впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении нуждающиеся (т.е. не имеющие прожиточного минимума) нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей и восходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры и супруги лиц, признанных судом отсутствующими, получают содержание из имущества отсутствующего в размере и порядке, предусмотренном статьями 3 и 4 декрета от 27 апреля 1918 г. об отмене наследования.
2. Судебное признание лица отсутствующим, кроме случая безвестного отсутствия, имеет место также в случаях безвестной пропажи лица на войне или при обстоятельствах, заставляющих предполагать смерть от определенного несчастного случая.
3. Признание лица отсутствующим должно исходить от местного народного суда по последнему местожительству пропавшего.
4. Местом жительства лица признается такое место его домашнего обзаведения, службы или других занятий, в котором лицо имеет обыкновенное или преимущественное пребывание, либо то место, в коем сосредоточено управление его имущественными делами.
5. Ходатайствовать о судебном признании лица отсутствующим, кроме лиц, имеющих право на содержание из имущества отсутствующего, могут кредиторы исчезнувшего и представители государственной власти.
6. Признав заявление просителя заслуживающим доверия, суд запрашивает близких лиц, могущих иметь сведения о местонахождении исчезнувшего, и должностных лиц по местожительству пропавшего и помещает публикацию в тех местных газетах, в коих объявления этого рода обычно помещаются.
Примечание. Заинтересованным лицам предоставляется право за свой счет помещать указанную публикацию суда во всех остальных органах периодической печати, помещающих объявления.
7. Публикация должна содержать: 1) обозначение имени, отчества, фамилии и рода занятий лица, об объявлении которого oтсутствующим заявлено ходатайство; 2) приглашение отсутствующего явиться в суд или сообщить о своем местопребывании и 3) приглашение всех, до кого дошло известие о местонахождении отсутствующего или о его смерти, заявить об этом cуду.
Примечание. Независимо от публикации, объявления того же содержания выставляются в приемной суда.
8. Издержки по производству об объявлении лица отсутствующим, в случае удовлетворения судом заявленного о том ходатайства, возмещаются из имущества отсутствующего.
9. Если в течение месяца со дня публикации не будет получено достоверных сведений о местопребывании или о смерти лица, об объявлении коего отсутствующим заявлено ходатайство, суд назначает публичное заседание для рассмотрения, вызывая заявителя, свидетелей, на которых сделана ссылка в заявлении, а также тех лиц, допросить которых находит нужным сам суд, и выносит определение о признании лица отсутствующим.
10. По вынесении определения о признании лица отсутствующим суд публикует состоявшееся постановление в органах печати, упомянутых в ст.6 настоящего декрета.
11. О состоявшемся определении суд немедленно извещает тот отдел записей актов гражданского состояния, в котором сосредоточены сведения о лице, объявленном отсутствующим.
Примечание. Если суду неизвестно, в каком местном отделе зарегистрировано лицо, признанное отсутствующим, а также если это лицо было зарегистрировано в каком-либо учреждении местности, в настоящее время не входящей в состав Российской Республики, суд о состоявшемся определении извещает отдел записей актов гражданского состояния по последнему местожительству объявленного отсутствующим.
12. Отделы записи браков и рождений, немедленно по опубликовании настоящего декрета, заводят книги для записи лиц, признанных судом отсутствующими.
Примечание. Форма книги при сем прилагается.
13. Записи по приложенной при сем форме должны быть заносимы в книгу немедленно по получении сообщения суда о состоявшемся признании лица безвестно отсутствующим или пропавшим.
14. Книги актов гражданского состояния открыты для всех заинтересованных лиц, которые имеют право получать из них засвидетельствованные выписи.
15. О каждом случае признания лица отсутствующим отдел записи актов гражданского состояния немедленно, и во всяком случае не позже двух дней после совершения записи, извещает волостной или районный или городской Совдеп по последнему местожительству лица, объявленного отсутствующим.
Примечание. В тех местностях, где еще не организованы отделы записей актов гражданского состояния, указанное в настоящей статье извещение лежит на обязанности суда, постановившего определение о признании лица отсутствующим.
16. Волостной или районный или городской Совдеп, по получении указанного в статье 15 извещения, распоряжается о производстве описи и о принятии под охрану имущества лица, объявленного отсутствующим, а также о передаче этого имущества в управление учреждений, ведающих на местах соответствующими имуществами Российской Республики.
Примечание. В тех местах, где существуют при Совдепах нотариальные отделы, опись и охрана имуществ, принадлежащих отсутствующему, возлагается на эти отделы, которые привлекают к этой работе местных судебных исполнителей.
17. Советское учреждение, составив опись имущества и приняв его в свое ведение, копию описи отсылает в отдел социального обеспечения при губернском Совдепе, извещая одновременно о том, в управление какого именно советского учреждения передано имущество или соответственные его части. Учреждения, управляющие имуществом отсутствующего, обязаны периодически, не реже, чем раз в шесть месяцев, извещать отделы социального обеспечения при губернском Совдепе о состоянии переданного в их управление, о его доходности и т.д.
18. Порядок выдачи содержания из имущества отсутствующего и размер оного определяются по правилам, изложенным в ст. 17-27 инструкции о введении в действие декрета об отмене наследования.
19. Если, по истечении двухлетнего срока со дня публикации о признании лица отсутствующим, исчезнувший не вернется и не пришлет сведений о своем местопребывании, заинтересованные лица и учреждения вправе возбудить перед судом вопрос о признании отсутствующего умершим.
Примечание. Если определение суда о признании отсутствующим последовало ввиду предположения о гибели лица при {448} обстоятельствах, внушающих уверенность в смерти от определенного несчастного случая, указанный в настоящей статье срок сокращается до шести месяцев со дня публикации о признании лица отсутствующим.
20. Для постановления определения о признании лица умершим суд вторично запрашивает все места и лиц, могущих сообщить сведения о местонахождении исчезнувшего, и вновь производит публикацию по форме, предусмотренной в статье 7 настоящего декрета.
21. Если в течение месяца со дня публикации не будет получено положительных сведений о местопребывании или о смерти лица, об объявлении коего умершим заявлено ходатайство, суд назначает публичное заседание для рассмотрения дела, вызывая заявителя, свидетелей, на которых сделана ссылка в заявлении, а также лиц, допросить которых находит нужным сам суд, и выносит определение о признании лица умершим.
22. По постановлении определения о признании лица умершим суд вновь производит однократную публикацию и вызывает лиц, имеющих право на получение содержания, и кредиторов.
Примечание. Кредиторы, не заявившие о своих притязаниях в течение года со дня последней публикации об объявлении лица умершим, лишаются права на получение удовлетворения из имущества объявленного умершим.
23. Определение суда о признании лица умершим немедленно сообщается указанному в ст.11 отделу записей актов гражданского состояния для занесения в книгу записи смертей по форме, приложенной к декрету от 20 декабря 1917 г. о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния ("Собрание Узаконении и Распоряжений Правительства", отд.1, от 29 декабря 1917 г. №11, ст.160), с отметкой о том, что означенные сведения заносятся ввиду последовавшего определения суда о признании умершим, с указанием названия суда, номера постановления и числа, когда постановление состоялось.
24. Днем смерти лица, объявленного судом умершим, признается день, в который определение суда вступило в законную силу.
25. К имуществу лица, объявленного судом умершим, применяется декрет от 27 апреля 1918 г. об отмене наследования.
26. Лицо, объявленное умершим и явившееся после судебного признания его умершим, имеет право на получение, независимо от срока своей явки, всего оставшегося имущества, находящегося {449} в управлении учреждений, упомянутых в ст.5 декрета от 27 апреля 1918 г. об отмене наследования, за исключением случаев, когда неявка признана судом неизвинительной.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Положение об организации дела народного образования в Российской Республике 18 июня 1918 г.
1. Общее руководство делом народного образования в Российской Федеративной Социалистической Советской Республике принадлежит Государственной комиссии по просвещению, председателем которой состоит народный комиссар по просвещению.
2. Государственная комиссия состоит из членов: а) по должности - члены коллегии Комиссариата, все заведующие отделами Комиссариата, управляющий делами Комиссариата и секретарь {452} Государственной комиссии, б) по выборам - 3 представителя от Центрального Исполнительного Комитета, 3 представителя от профессиональных объединений учителей, стоящих на платформе Советской власти, 2 представителя от Центрального бюро профессиональных союзов, 1 представитель от Центрального бюро рабочих кооперативов и 1 представитель от Цекульта, в) в качестве представителей от ведомств: 1 член от Народного комиссариата по делам национальностей, 1 член от Высшего совета народного хозяйства.
1 примечание. Делегату Народного комиссариата по делам национальностей предоставляется право привлекать с совещательным голосом в заседание Государственной комиссии представителя той национальности, о просветительных учреждениях которой идет речь на данном заседании.
2 примечание. По мере образования областей, представители их отделов народного образования входят, по одному на область, в состав Государственной комиссии с правом решающего голоса.
3 примечание. Государственной комиссии предоставляется право включать в свой состав представителей и других организаций, просветительных и профессиональных, организаций учащихся и т.п., если эти организации имеют всероссийский характер и стоят на платформе Советской власти.
3. Управление Народным комиссариатом по просвещению возлагается на коллегию в составе народного комиссара, его заместителя и 5 членов.
4. Народный комиссар выбирается Центральным Исполнительным Комитетом Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов; заместитель народного комиссара и члену коллегии выбираются Советом Народных Комиссаров по представлению народного комиссара по просвещению.
5. Коллегия назначает заведующих отделами Комиссариата, управляющего делами Комиссариата и секретаря Государственной комиссии по просвещению.
6. Kроме дел, изложенных в других статьях данного положения, к ведению Государственной комиссии относятся: выработка общего для Российской Социалистической Федеративной Советской Республики плана организации народного образования и установление общих принципов последнего, а также основ школьного устройства; объединение просветительной работы на местах; составление общегосударственной сметы и распределение средств, назначаемых на общефедеральные просветительные нужды, а равно всякие иные вопросы, имеющие принципиальное значение, передаваемые на рассмотрение Государственной комиссии коллегией Комиссариата.
Примечание. Отдельные члены Государственной комиссии имеют право требовать постановки на обсуждение вопросов, признаваемых ими принципиальными, в том случае, если заявление их найдет поддержку со стороны не менее, как 1/3 всех членов Комиссии.
7. Кроме дел, изложенных в других статьях данного положения, Народный комиссариат по просвещению: а) непосредственно заведует учеными и учебными учреждениями, имеющими общегосударственное значение, б) окончательно разрешает спорные вопросы и конфликты, возникающие между отдельными органами просвещения.
8. Государственная комиссия периодически созывает и открывает Всероссийский съезд по просвещению, которому представляет отчет о своей деятельности и на обсуждение коего вносит важнейшие из вопросов, входящих в круг ведения Государственной комиссии.
9. Всероссийский съезд по просвещению образуется: а) из выборных представителей от отделов и советов народного образования каждой губернии в следующем соотношении: от каждого губернского отдела и совета по одному представителю, от всех уездных отделов и советов губернии - два от отделов и два от советов и от всех волостных советов и отделов - также два от советов и два от отделов каждой губернии, б) из Государственной комиссии в полном составе, в) из сведущих лиц, приглашаемых с правом совещательного голоса.
10. Руководство делом народного образования, как то: дошкольного, школьного и внешкольного на местах, за исключением высшего, ведают отделы народного образования, соответственно образуемые при исполнительных комитетах областных, губернских, уездных и волостных Совдепов.
11. Совет народного образования состоит как контрольно-совещательный орган при каждом отделе народного образования.
12. Все отделы и советы народного образования действуют в пределах, устанавливаемых общими законами Республики, согласуют свою деятельность с распоряжениями Государственной комиссии по просвещению и следуют указаниям: волостные - уездных, уездные - губернских по народному образованию отделов, губернские - областных отделов.
Примечание. Все отделы и советы могут обращаться при новых начинаниях к любой высшей инстанции, минуя ближайшую, вплоть до Государственной комиссии по просвещению. В этих случаях отдел обязан одновременно с обращением в высшую инстанцию посылать копию своего обращения в ближайшую над ним инстанцию.
13. Волостной отдел народного образования состоит из членов, числом не менее трех, избираемых исполнительным комитетом волостного Совдепа и образующих коллегию.
Примечание. Волостному отделу предоставляется вводить в свой состав с правом совещательного голоса представителя от селений волости.
14. Волостной отдел народного образования ведает осуществление в волости всеобщей грамотности, организует общественно-трудовое воспитание, распространяет образование среди всего населения волости, содействует развитию инициативы и самостоятельности населения в деле народного просвещения.
15. Для осуществления указанных в ст.14 целей отдел народного образования: а) принимает все меры к проведению в жизнь положений, установленных Государственной комиссией по просвещению, в частности общей программы образования, б) заведует школами и культурно-просветительными учреждениями на основании соответственных распоряжений Государственной комиссии и непосредственных указаний уездного отдела народного образования, в) составляет сметы и представляет их на утверждение уездного отдела народного образования, если требуются затраты из общеуездных средств, г) представляет в уездный отдел народного образования в установленные сроки, но не реже двух раз в год, отчет о своей деятельности и состоянии народного просвещения в волости, д) составляет и ведет списки детей дошкольного и школьного возраста и наблюдает за посещаемостью школ, е) составляет и ведет списки кандидатов на должность учителя и заведующего учреждениями дошкольного возраста, организует совместно с советом народного образования выборы учащих населением, ж) созывает и открывает в установленные сроки волостной совет народного образования, з) представляет совету народного образования подробные доклады о своей деятельности, ознакомляет совет народного образования с подлежащими законодательными и правительственными актами.
16. Волостной совет народного образования образуется из: а) представителей всех объединений, пользующихся правом посылать делегатов в Совдеп, в той же пропорции, в какой эти объединения представлены в Совдепе; б) из представителей учащих и учащихся; в) из сведущих лиц, приглашаемых с правом совещательного голоса.
Примечание. Общее число членов совета народного образования по выборам учащих и учащихся не должно превышать одной трети всего числа членов совета народного образования с решающим голосом.
2 примечание. Членами совета народного образования не могут быть лица, не достигшие 14-летнего возраста.
17. Заседания волостного совета народного образования открыты.
18. Заседания волостного совета народного образования происходят не реже одного раза в месяц.
19. Волостной совет народного образования заслушивает доклады волостного отдела народного образования, принимает к сведению сообщения отдела о подлежащих законодательных и других правительственных актах, обсуждает план постановки дела народного просвещения в волости.
20. Волостному совету народного образования, в случае несогласия его с деятельностью волостного отдела народного образования, предоставляется вносить соответственные вопросы на разрешение в волостной Совдеп, а также в высшие, в иерархическом порядке, органы, ведающие народное просвещение.
21. Уездный отдел народного образования состоит из членов, числом не менее пяти, избираемых исполнительным комитетом уездного Совдепа и образующих коллегию.
22. Уездный отдел народного образования разделяется на подотделы: дошкольный, школьный и внешкольнуй, заведывание коими может быть возложено на особо приглашаемых отделом специалистов.
23. Кроме дел, изложенных в других статьях данного положения, уездный отдел народного образования ведает: руководство всем делом народного образования в уезде, заведывание общеуездными просветительными учреждениями, проверку и утверждение смет волостных отделов народного образования, если требуется затрата из общеуездных средств, организацию снабжения и распределения между волостными отделами книг и учебных пособий, дачу указаний и инструкций волостным отделам народного образования, созыв и открытие в установленные сроки уездного совета народного образования, представление в губернский отдел народного образования годовых смет.
24. Состав, задачи и порядок действия уездного совета народного образования определяются, в пределах круга его ведомства, применительно к ст.ст. 16, 17, 19, 20 данного положения.
1 примечание. Уездный совет народного образования собирается не реже одного раза в два месяца.
2 примечание. Города с населением не менее 50 000 жителей приравниваются к уезду, их отделы подчиняются непосредственно губернским.
25. Губернский отдел народного образования состоит из членов, числом не менее семи, избираемых исполнительным комитетом губернского Совдепа и образующих коллегию.
26. Кроме дел, изложенных в других статьях данного положения, губернский отдел народного образования ведает: организацию научных, учебных и просветительных учреждений общегубернского значения, издание инструкций и преподание указаний уездным и волостным отделам народного образования, рассмотрение и утверждение годовых смет, представляемых уездными отделами народного образования, представление годовой сметы в областной отдел народного образования, периодический созыв как совещаний представителей уездных отделов народного образования, так и общегубернских съездов деятелей по народному образованию, составление отчетов о положении дела народного просвещения в губернии.
27. Губернские советы народного образования образуются и действуют применительно к ст.ст. 16, 17, 19, 20 и 24 данного положения.
28. Губернский совет народного образования ведает: выяснение нужд губернии в области просвещения, подготовку и разработку общих мер для распространения образования среди населения губернии, разработку проектов реформы школьного дела, содействие губернскому отделу народного образования в проведении в жизнь положений, установленных Государственной комиссией по просвещению.
Примечание. Столичные города приравниваются к губернии и подотчетны в иерархическом порядке непосредственно областным отделам.
29. Областной отдел народного образования состоит из членов, числом не менее семи, избираемых съездом Совдепов области и образующих коллегию.
30. Областной отдел народного образования ведает: разработку и утверждение плана общеобластных мероприятий в области народного просвещения, сводку годовых смет, представляемых губернскими отделами народного образования, созыв периодических областных съездов по народному образованию, организацию курсов, выставок, экскурсий и т.д., контроль над деятельностью культурно-просветительных организаций в пределах, устанавливаемых подлежащими узаконениями, ежегодное представление в Государственную комиссию по просвещению отчетов о положении народного просвещения в области.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Заместитель народного комиссара по просвещению Мих. Покровский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.

ВОВ, Великая Отечественная, 1917, СССР, 7 ноября, революция, пой революция, Ленин, атеизм, рпц, навстречу октябрю, религия, Сталин

Previous post Next post
Up