Выступает Владимир Высоцкий. Фото: Сергей Метелица / ТАСС
Во Владимире Высоцком было что-то очевидно несоветское, как только не пытались его очернить либерасты (невыездной, противник строя) - и в то же время он казался очень родным, своим. А глубина, искренность и удивительная правдивость его песен завораживали еще сильнее. И Владимиру Семеновичу приходилось снова и снова опровергать слухи о том, что он и герои его песен - одно лицо. Его любили и правительство, и народ, и различные органы от КГБ до МВД..
ОН НАПИСАЛ ОЧЕНЬ МНОГО ПЕСЕН О ВОЙНЕ. ЕДИНСТВЕННЫЙ ИЗ БАРДОВ, КТО РАССКАЗЫВАЛ О ПЕСНЯХ И ИХ СОЗДАНИИ. ЗДЕСЬ НЕМНОГО. ПРОСТО МЫ, СОВРЕМЕННИКИ, УЖЕ ИХ ВСЕ ПОМНИМ НАИЗУСТЬ.
ОН В СВОИХ ПЕСНЯХ СКАЗАЛ ВСЁ! ДА И НА КОНЦЕРТАХ ТОЖЕ.
Разумеется, он никогда не был на войне. Однако едва ли кто-то будет спорить, что мало кому из воевавших поэтов удавалось с такой точностью и пронзительностью передавать чувства людей, оказавшихся на передовой или испытавших все тяготы страшной годины в тылу. И, что еще важней, тема войны приобретает в творчестве Высоцкого философское звучание.
Click to view
Click to view
«Песня о новом времени» и «Аисты»
Высоцкий много писал для кино, однако в фильмы о войне его песни пробились лишь дважды. В картине Виктора Турова «Война под крышами» (1967) звучат сразу два его сочинения - «Песня о новом времени» и «Аисты».
Обе композиции по духу очень схожи. В отличие от подавляющего большинства песен о войне, в которых проводятся исторические параллели и выражается уверенность в победе (мол, всегда на Русь кто-то нападал и неизменно был бит), здесь высказывается неожиданная мысль: наступили новые времена. Высоцкий ни в коем случае не стремится нагнать пораженческую тоску. Нет, он говорит лишь о том, что война есть нечто ненормальное, всегда застающее врасплох и заставляющее переосмыслить всю жизнь.
Колос - в цвет янтаря, -
Успеем ли?
Нет! Выходит, мы зря
Сеяли.
Удивительным образом эти слова перекликаются с изречением Папы Григория I Великого (590-604): «Зачем снимать жатву, если жнецу не суждено жить? Пусть каждый окинет взором течение своей жизни. И он поймет, сколь мало ему было нужно».
«В холода, в холода...»
Чуть раньше в картине того же режиссера «Я родом из детства» (1966) Высоцкий спел «В холода». И здесь Владимир Семенович вновь находит иную плоскость для военной темы. Формально песня вообще не о войне: в фильме она звучит как будто с довоенной пластинки. Но слова Высоцкого напоминают, что и в мирное время отчего-то не сидится людям на одном месте, что-то их заставляет отправляться на поиски неведомой звезды.
«Давно смолкли залпы орудий...»
С течением времени отношение поэта к войне меняется, и в его творчестве война и мир оказываются уже неразрывно слиты: «На чем проверяются люди, если войны уже нет?». А вот и ответ:
В полях обезврежены мины,
Но мы не на поле цветов.
Вы поиски, звезды, глубины
Не сбрасывайте со счетов.
Оказывается, есть «мирная передовая», есть «беда, и опасность, и риск».
«О погибшем друге»
Не слыхать его пульса
С сорок третьей весны.
Ну а я окунулся
В довоенные сны.
И гляжу я, дурея,
Но дышу тяжело...
Он был лучше, добрее, добрее, добрее, добрее...
Ну а мне повезло.
Невозможно, вернувшись с войны, просто жить, потому что другой умер, а ты спасся. «Я приземлился - вот какая беда», - поет Высоцкий.
Мы, не знавшие войны, с благодарностью приняли жертву и продолжаем заботиться о хлебе насущном. А герою песни столкновение с экзистенциальным ужасом отравило дальнейшую жизнь. Совесть не позволяет ему принять эту жертву, он не чувствует себя ее достойным.
«Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе», - писал английский философ и поэт Джон Донн.
ПОЧИТАТЬ Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view