Совсем забросила грузинские рассказы. С учётом осенней заоконной мряки вспоминать август очень приятно. Так что продолжаю тонуть в воспоминаниях.
Итак, Кутаиси.
В Кутаиси нас в первый и единственный раз обманули таксисты, взяв двойную оплату за проезд и утверждая, что место, куда нам надо было ехать, находится на окраине города. Когда этот факт случайно всплыл в разговоре с другим таксистом, он долго пытался выведать у меня, как выглядел тот обманщик и где стояла его машина. Я не помнила ничего, Артём - только то, что у обманщика была синяя кепка. Подобную забывчивость нам вполне можно простить, если вспомнить, что в Кутаиси мы приехали
из Сванетии, и в наших головах был полный шурум-бурум. К тому же ещё и жарко - что-то около 35 градусов. Кутаиси оказался неким пограничным пунктом нашего путешествия. Активная часть поездки подходила к концу, чистая одежда закончилась, кроссовки в хлам, впереди - пляжные удовольствия. Но до пляжа нам хотелось осмотреть знаменитую пещеру Прометея, которая находится недалеко от Кутаиси, поэтому остановка в этом городе плавно вписалась в наш маршрут. Мы поселились в самом дешёвом месте, которое смог предложить букинг на наши даты, и попали в самый эпицентр грузинского дружелюбия. Ну и что, что в матрасе сбоку дырка, а в шкафу висят чьи-то штаны. Зато по утрам свежесваренный кофе, тарелка домашнего сыра с фруктами, и искренние улыбки, по которым у меня хроническая недостаточность.
Именно в Кутаиси меня накрыла ангина, именно там Артём натёр ногу до кровавой мозоли, поэтому мы медленно бродили по городу, переваливаясь из тени в тень, почти не разговаривая, лишь созерцая окружающую действительность.
Совсем не похожий на Тбилиси. Гуляем. В одну сторону идём по современной улице с множеством вывесок, светящейся рекламы, салонами красоты, дорогими сумочками в витринах. Обратно по параллельной - провал во времени лет на 50: деревенский рынок, старые лавки, рассохшиеся оконные рамы, выцветшие ситцевые занавески на окнах. Конечно, вторая улица в сто раз интереснее. Женщины в неизменном чёрном, горы арбузов, мужчины с оценивающим прищуром, горы копеечных персиков (дешевле огурцов! 10 рублей за кг!), рядом с персиками чёрная пупырчатая пемза для пяток, печенье в развес, вязаные носки, сыр, семечки, спящие кошки и ещё бог знает что. Там же мастерские по ремонту всего на свете, автозапчасти, огромные лепёшки хлеба шоти, лежащие горой на столе. Оказывается, эта улица, как и несколько других, постепенно сливаются в один большой базар, шумный, крикливый, цветной.
Совершенно пьяные выходим к Риони. Там - застывшие во времени берега со старыми домами. Живая декорация к фильму, открыточная картинка, пожелтевшая от времени. На балконе одного из домов стоит мальчик и ест арбуз. Он далеко, и я не вижу его чётко, но точно знаю, что у него по подбородку и рукам течёт густой арбузный сок, как он тёк у меня в детстве. Вообще, в городе много что напоминает о детстве. Это и пышные самодельные торты в кондитерской (много-много коржей и сметанный крем, а сверху орешки), и огромные белые плафоны парковых фонарей, и массивные скамейки со "львиными" ножками, и чайные чашки в кафе, по виду годящиеся мне в ровесницы, и старики, курящие самокрутки, и какие-то ребята, играющие в шахматы прямо на тротуарном бордюре.
А когда я увидела вот это...
...мне захотелось заплакать от умиления. Вообще в Грузии мне часто хотелось плакать. И это не проблемы со щитовидкой, как сказали бы наши врачи - это ГРУЗИЯ. О да, она такая.
К собору Баграта шли пешком. Вот примерно отсюда.
Хотели по пути найти остатки старых крепостных стен, и, кажется, нашли что-то подобное. И боже мой, как же оказалась трудна эта дорога! Крутые тропинки вверх, жара, расход питьевой воды 1 литр на 10 минут ходьбы, под ногами брусчатка и караул, оставьте меня прямо здесь, навсегда. А наверху потрясающий вид на город и свадьбы, свадьбы, свадьбы. Венчальный конвейер - каждые 15 минут новая пара. Венчающие сплошь молодёжь лет 18-25. Хохочут, устраивают какую-то глупую возню, бесконечно поправляют на себе кружавчики и декольте. Ну вот куда им вместе в жизнь вечную? Лишь одна пара была серьёзна под стать событию, волновались страшно, у девушки жгучий карий взгляд и дрожащая рука, на которую священник надел кольцо только со второй попытки. На выходе каждую свадьбу встречают многоголосым грузинским пением - ах, красота! А пока очередные венчающие заняты в соборе, можно попеть с туристами. Почему, ну почему я не сняла это на видео???
На спуске обратно в город просим у женщины, сидящей на скамейке, стакан воды. Уходит в дом, возвращается с банкой кваса и горстью карамелек. И начинает рассовывать их по карманам моему 15-летнему вьюношу. На лице совершенно обалдевшего от шального солнца вьюноша младенческая улыбка. Я не умею не влюбляться в таких людей.