Мастерская группа уже вышла с каникул и активно продолжает работу. Предлагаем вашему вниманию третий текст про людей эпохи. Следующий будет про эльфов) В этот раз речь пойдет о храбрых дунландцах и гордых умбарцах.
О людях Третьей Эпохи, часть 3
--------------------------------------------
Саруман Белый зажег свечу и придвинул к себе страницы с продолжением писем его соратника и друга по ордену - Гэндальфа. Последний писал:
«...Также могу сообщить тебе, мой старый друг, что в поисках происхождения интересующих меня полуросликов я исходил земли к западу от Мглистых гор. У их южных отрогов я нашел народ, до крайности меня заинтересовавший, хотя, увы, узнать о нем хоть что-то сверх того, что ведомо теперь мне, нам будет не слишком легко. Соседи называют этот народ дунландцами, по названию этих земель. Люди эти высоки ростом, смуглокожи и темноволосы; родственны они древнему роду Халет, каковой стяжал великую славу в годы войн Белерианда. Увы, хотя сила их и доблесть по-прежнему велики, но сильно отдалились они от пути людей Запада, и тому есть несколько причин.
Первая из них в том, что нуменорцы некогда вырубали их леса, и дунландцы стали их непримиримыми врагами; ненависть до сих пор жива в сердцах этого гордого народа. Второй причиной я назову то, что в годы войны Последнего Союза Исильдур, сын Элендиля, проклял этот народ и их короля. Отчего так вышло, мне пока выяснить не удалось: возможно архивы Минас-Тирита подскажут ответ, или же в Последнем Приюте найдется очевидец тех событий. Ну и третья причина в том, что эотеод, пришедшие в Каленардон и к отрогам Эред Нимрайс по слову Наместников Гондора, были не слишком-то почтительны к местным жителям, которых они именовали суеверными дикарями, считая себя полновластными хозяевами тех земель, что ранее принадлежали другим.
Между Роханом и дунландом и сейчас нет мира; часто бывает, что через Роханский Проход одни ходят в набеги на поселения других. Оттого, мой старый друг, я надеюсь, что ты, поселившись в Изенгарде, дашь этим исстрадавшимся народам хоть сколько-то покоя - ведь иного прохода, как мимо неприступной твердыни Ортханка, там нет.
Их называют суеверными дикарями, и это, пожалуй, правда - но не такими ли были люди Трех Племен до того, как они приняли дружбу эльфов? Этот же народ не ушел от корней своих, и изучать его традиции было бы мне весьма интересно. Но, к несчастью, они ненавидят все, связанное с эльфами или Нуменором - и, как я тебе написал, увы, имеют для такой ненависти основания.
Я постарался выяснить о них больше, но дунландцы не жалуют чужаков. Верования их сумрачны и жестоки - как и горный край, в которой этот народ вытеснен с благодатных равнин нынешнего Рохана. Хорошо помнят они все зло, что причинено им другими, но так же хороша память их и на добро. Последний король их проклят еще Исильдуром, и с тех пор единого короля у этого народа нет, но случаются временные военные вожди; так, по сей день чтят они память некоего Вульфа из эотеод, который объединил их в год суровой зимы и, обрушившись на Рохан, захватил даже Эдорас. Это показывает нам, мой старый друг, что люди эти готовы принять человека со стороны - важно лишь найти к ним подход».
Саруман оторвался от чтения, оправил рукой свою седую бороду и задумался. Только под утро он развернул очередное письмо, в нем говорилось о гордом Умбаре, и чтение этого письма глава Белого совета нашел весьма увлекательным.
«Южнее Белфаласа и Южного Гондора (где ныне наблюдаю я скопление разных народов, вер и обычаев), у самых границ Харада, лежит прекрасная гавань Умбар, построенная нуменорцами примерно в 2000 году В.Э. Живут здесь потомки нуменорцев - отважные мореходы, торговцы и пираты.
Жители гавани - народ гордый. Они ведут свое происхождение от нуменорцев и считают себя потомками Королей людей. Но разные умбарцы проявляют свою гордость по-разному. Есть те, кто смотрит на другие народы с высокомерием и пренебрежением, но таких мало, и остальные умбарцы считают их грубиянами. Большинство же вежливы с чужаками, но все равно не оставляет ощущение, что они не считают тебя ровней. Так князь может разговаривать с ремесленником или слугой: приветливо и с уважением, но не как с равным, а скорее как старший родственник с младшим.
Вежливость здесь в большом почете. Умбарцы считают, что грубость и ложь недостойны благородных людей. Умение владеть собой почитают одним из важнейших достоинств человека. Не могу не отметить, что немало жителей Умбара научились виртуозно обходить в беседе все острые углы, и потому, хотя они не лгут напрямую, от них нелегко бывает получить ответы. Впрочем, подобные словесные тонкости - это скорее привычка правящих родов, а простые умбарцы скорее откажутся говорить с тобой, нежели начнут сбивать тебя с мысли запутанными формулировками.
Многие умбарцы - потомки людей Короля, то есть тех, кто до конца был верен Ар-Фаразону, подпавшему уже под влияние Саурона. Неудивительно поэтому, что эльфов здесь не любят и не доверяют им. Впрочем, умбарцы ко всем не-людям относятся без особой приязни, но готовы вести с ними дела, особенно с гномами, которых ценят за мастерство. А мастерство здесь в большой чести. Им так гордятся, что при обращении к человеку называют не только его имя, но и род занятий, например, „кузнец Нилузир“ или „целительница Израй“. Да, чуть не забыл упомянуть: умбарцы хранят верность языку утраченной ими родины, говорят между собой на адунаик, и имена своим детям дают на нем же. Впрочем, вестероном здесь тоже владеют отменно.
Надо также сказать, что немало жителей Умбара родом из Гондора: они бежали сюда после подавления мятежа Кастамира и позже, ведь, как мы знаем, в любой стране найдутся те, кто не может найти общий язык с правителями. Ну а в Умбаре всегда рады тем гондорцам, кто не согласен с политикой своей страны. Насколько я понял, умбарцы мечтают, что однажды оба народа нуменорцев снова станут одним и обретут Короля. И тогда нуменорцы снова воплотят свое право и обязанность быть королями людей.
Превыше всего ценится здесь чистота нуменорской крови, ибо в ней, как считают умбарцы, заключено их Благословение. И в самом деле, в умбарцах сильны еще отголоски Дара, и потому они выше ростом, крепче здоровьем и живут заметно дольше, чем иные народы, за исключением, конечно, тех гондорцев, которые ведут свой род от нуменорцев. Считается также, что люди с чистой кровью обладают большими способностями, потому происхождению человека здесь уделяют большое внимание, и почти каждый умбарец может уверенно назвать своих прародителей на века назад. Конечно, при всем этом браки с представителями других народов здесь - огромная редкость. Впрочем, я слышал, что этому есть и другая причина: кому же хочется пережить не только супруга, но и своих детей?
Власть в гавани принадлежит Правителю и Совету капитанов, в который входят представители нескольких благородных (и, как правило, богатых) родов. Они совместно решают, как вести дела и какие набеги совершать. Ибо умбарцы не чураются пиратства, и нередко берут они в плен людей, чтобы отпустить за выкуп или продать в Харад. И все же нет, я не могу назвать их Темным народом. Конечно, они не гондорцы, которые в любом случае будут биться с Тенью до конца. Но в Умбаре хорошо помнят, что по этим улицам Саурона вели в ошейнике и цепях, и помнят, что случилось потом. Иными словами, нам есть, над чем здесь поработать...
Знаешь, друг мой Саруман, у каждого народа есть что-то, что они считают особенно красивым, с чем сравнивают то, что хотят похвалить. У умбарцев это - море. „Сильный как прибой“, „неукротимый как море“, „прекрасная как блики солнца и отражение звезд в море“, „с кожей, белоснежной как морская пена“ - так говорят в этом крае, если хотят отметить человека особенной похвалой…»
Саруман встал из-за стола. В окно проникали первые лучи утреннего солнца. Майа распахнул окно пошире и с удовольствием посмотрел на зелень сада внизу...