Оригинал взят у
gorbutovich в
Сердце и куртуазная любовьГоворят, что любовь была изобретена в XII веке посредством поэзии трубадуров, возникнув через литературный сюжет с сердцем как символом.
16 век, начало. Амур с завязанными глазами выпускает две стрелы в пару сердец. Два сердца бьются как одно. В период Возрождения сердце символически указывало на то, что два человека испытывают друг к другу одинаковые чувства. Влюбленные совершали ритуальный обмен сердцами. Миниатюра из рукописи "Orationes", 1510, Муниципальная библиотека, Клермон-Ферран / 'Orationes', 1510, Bibliothèque municipale, Clermont-Ferrand.
via Тогда в среде рыцарства сформировался особый мир чувств, идеалом становится куртуазная любовь. Физическое завоевание женщины с оружием в руках заменяется куртуазным ухаживанием. Новый вид любви своим появлением и распространением обязан песням странствующих поэтов-певцов, музыке и рыцарскому роману. Устное и письменное творчество поэтов той поры оказало большое влияние на развитие человеческих сердец в Европе. В произведениях, повествующих о куртуазной любви часто речь идет именно о сердце.
2.
13 век / Atelier du Maître de Bari. La dame de Thibaud et Doux Regard. Paris, Bibliothèque nationale de France, Manuscrits, MS fr 1584, fol. 41 v. 13th century, c. 1250s/1275. Source textuelle: Tibaut, ou Thibaut, Le Roman de la poire, 13e siècle.
Source Инициал S из рукописи 13 века "
Le Roman de la poire". показывает, вроде бы, самое раннее из сохранившихся изображений любовника, предлагающего физическое сердце возлюбленной. Сердце тут в форме конуса, направленного вверх, что соответствует анатомическим описаниям человеческого сердца в то время.
Куртуазная любовь - форма общения, получившая развитие при дворах правителей и в замках феодалов, где рыцари были тайными вассалами придворных дам.
3.
Около 1460 года. Миниатюра из "Послания Офеи Гектору" Кристины Пизанской. Городская библиотека, Лилль / Illustrazione tratta da 'L'Epistre d'Othea' (1460 circa), Bibliothèque municipale, Lille
Ранние докуртуазные формы выражения любви рыцаря часто имели своей целью сексуальные отношения, но куртуазная любовь считает такие отношения непристойными. Особенно это относится к поздним песням трубадуров&Co, к некоторым куртуазным романам XIII века, в которых любовь становится все более утонченной и платонической. Акцент смещается в сторону всеобщего идеала благородства, милосердия и защиты.
4.
Дружба. Миниатюра из «Этики Аристотеля». Вторая половина ХIV века / 'L'amicizia', miniatura tratta dall'opera 'Etica di Aristotele' (seconda metà XIV sec), Bibliothèque Royale de Belgique, Bruxelles
Применение силы видоизменяется и постепенно отклоняется, и на смену военным подвигам и вульгарной сексуальности, типичной для того времени, приходят возвышенные слова и обходительные манеры. В XIII веке рыцарь должен любить свою даму сердцем и радоваться, что может только этим и ограничиться. Куртуазная любовь является, таким образом, смесью чувственной и платонической любви. Благодаря творчеству трубадуров этот идеал любви входит в моду и распространяется по всей Европе, вплоть до самых отдаленных ее уголков.
5.
Милосердие из "Les Trois bussines". Конец XV века. В религиозном искусстве христианский идеал любви олицетворяется фигурой Милосердия. Библиотека Мазарини, Париж / In realta si tratta della 'Carita', miniatura tratta da 'Les Trois bussines' (fine XV secolo), Bibliotheque Mazarine, Parigi.
via Подчинение рыцаря своей госпоже стало настоящей революцией для традиционного общества. Новая модель эротического переживания, описываемого в балладах, требует, чтобы мужчина подчинился женщине, принадлежащей к высшему аристократическому сословию. Эта женщина, как правило, - замужняя дама, и она замужем за другим. Брак и любовь не просто разные понятия, они несоединимы. Брак разрушил бы весь интерес, на котором зиждется и любовная страсть, и литературный жанр.
6.
Манесский кодекс - знаменитейший сборник лирических песней миннезингеров на средневерхненемецком языке. Он был создан около 1300/между 1305 и 1315 годами в Цюрихе. Гейдельбергский университет, germ. 848, fol. 311r / Codex Manesse, UB Heidelberg, Cod. Pal. germ. 848, fol. 311r. Alram von Gresten. Meister des Codex Manesse (Grundstockmaler).
Source Чтобы стать почитателем дамы и быть достойным ее любви, мужчина должен овладеть всеми рыцарскими добродетелями и пройти через все испытания, которым дама его подвергает, не достигая в конечном итоге самого главного. Эта любовь есть, таким образом, любовь запретная, со всеми соответствующими атрибутами - двойной игрой и двойственной коммуникацией. И именно потому, что цель никогда не достигается, страдание становится частью любовной страсти и делается столь же сильным и глубоким, как сама страсть.
6.
Здесь мы видим обратную картину - сердце юноше вручает девушка. Может быть как ответ на переданное ранее им? XIV век, середина. Роман об Александре. Маргиналия / Bodleian Library MS Bodl. 264, Romance of Alexander.
via Эта отважная эротическая игра проходит без осознания греха и вообще вне христианского учения о грехе. Религия здесь полностью игнорируется, и именно поэтому церковь ведет борьбу с куртуазной культурой.
7.
Маргинальный рисунок / Bodleian Library MS Bodl. 264, the mid-fourteenth-century edition of the Romance of Alexander
Один из крестовых походов, Альбигойский крестовый поход, начатый в 1209 году, был направлен против катаров (альбигойцев) и в особенности против Окситании, где процветала поэзия трубадуров. Крестовый поход против Прованса принял чрезвычайно жестокие формы и это произошло не только из-за катаров, выступавших против церковной роскоши и папской власти. Не менее важной причиной была поэзия трубадуров, которая воспринималась как лирика критическая по отношению к христианству и находилась в тесной связи с мусульманской Испанией и Каталонией.
Согласно учению «опасных еретеков» катаров, любовь - это мистическое таинство. Ее символы - сердце, роза, цветок лотоса, светящееся точка являются образами скрытого духовного центра. Этот центр, это состояние можно достигнуть через любовь посредством уничтожения разделения.
8.
Около 1410 г. Сердце в списке «Кентерберийских рассказов» (конец XIV века) Джеффри Чосера / c. 1410. BL Harley MS 7334 f.60v. Author Geoffrey Chaucer (b. c. 1340, d. 1400). The Canterbury Tales. Origin England, S. E. Рrobably London or East Anglia.
Source В рыцарскую эпоху сердце становится неотъемлемым атрибутом, образом и символом нового идеала любви. Развивается особая тематика, посвященная сердцу, как, например, в канцоне одного из известнейших трубадуров Бернарта Вентадорнского (1147-1170):
Коль не от сердца песнь идет,
Она не стоит ни гроша.
А сердце песни не споет,
Любви не зная совершенной.
Мои кансоны вдохновенны -
Любовью у меня горят
И сердце, и уста, и взгляд.
9.
Около 1520 года, иллюстрация из списка "Романа о Розе" - французской аллегорической поэмы XIII века / ca. 1520. France Morgan Library M. 948. Roman de la Rose
via Когда любовь исходит от «всего» и «чистого» сердца, она нарушает любые социальные нормы, в том числе и религиозные, против которых грешат влюбленные. Тот факт, что власть церкви могла дать осечку в таком важном вопросе христианской морали, как мораль сексуальная, говорит не только о напряженных противоречиях cредневековья, но и о силе, заключенной в рыцарской поэзии и рыцарских романах.
10.
Сборник любовных сонетов, из которого этот лист, был изготовлен в 15 веке в Италии, вероятно, в Милане и, как следует из текста, подарен даме по имени Мирабель Зучарая / London, British Library, MS King's 322, f. 1r. This collection of love sonnets was made in 15th-century Italy, probably Milan, and presented to a lady identified in the text as Mirabel Zucharia.
Source "Движение" за право следовать порывам сердца, как в эмоциональном, так и в эротическом отношении, развивается в эпоху наивысшего могущества католической церкви в Европе, в XII-XIII веках, когда готические шпили величественных соборов устремляются высоко в небеса. Однако именно в это время люди все чаще осознают, что жить надо земной жизнью плоти и крови, здесь и сейчас. Тогда расцветает стремление к естественной, страстной и земной любви. Высокое средневековье занимает центральное место в культурной истории сердца. Именно в этот период происходит переворот, способствовавший возникновению современного человека, обладающего внутренней независимостью. Историки и исследователи человеческого менталитета единодушно признают, что идеалы рыцарства способствовали формированию западного гуманистического мировоззрения.
11.
15 век. Книга в виде сердца. Фронтиспис. Фортуна, Амур и их жертва / RECUEIL de Chansons italiennes et françaises. Ms. sur vélin de 72 f., en forme de cœur (fin du XVe siècle), velours rouge, tr. dor. miniatures et encadrements. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Rothschild 2973 (979 a). Frontispice.
Source В эпоху расцвета рыцарства любовь постепенно приобретает и интеллектуальный компонент. В процессе ухаживания становится хорошим тоном подарить предмету вожделения сборник стихов или вместе читать роман. Ознакомиться с одним подобным подарком
"Маленькой книгой о любви / Petit Livre d'Amour" написанной Pierre-ом Sala около 1500 года и адресованной его возлюбленной Marguerite Builloud можно по ссылке.
Источники и литература:
В основном: Уле Мартин Хейстад. История сердца в мировой культуре от Античности до современности. Перевод с норвежского: С. Карпушина, А.Наумова. М.: Текст, 2009.
Жан-Клод Болонь. История любовных побед от Античности до наших дней. Пер. с фр.: И. Васюченко , Г. Зингер. - М.: Текст, 2009
Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. Авт.-сост. В. Андреева и др. - М.: ООО " Издательство Астрель"; ООО "Издательство ACT", 2004 ("ADMARGINEM").
+ по ссылкам.
См.также:
Паломничество к Земле Любви: "Книга о Сердце, охваченном любовью" Рене Анжуйского Сердце в искусстве