- Вот вы занимаетесь наркоторговлей. Как вы себя чувствуете? Вас не грызёт совесть за то, что у многих людей, в результате ваших действий, в семье случилось горе? Ведь, наркозависимость трудноизлечима. Вам не стыдно за ваше занятие?
- Ну, что значит «стыдно»? В моём случае - это противозаконная деятельность, поэтому она активно скрывается. Создаются легальные предприятия для прикрытия доходов.
Вообще, хочу сразу несколько разрушить ваше представление о тех, кто занимается этим. Общепринятая точка зрения - что это некие негодяи, сбитые в кровожадные отмороженные банды. Всё, на самом деле, обычно не так.
Вершина пирамиды - это внешне обычные законопослушные граждане. Между ними и низами существует огромная цепочка посредников, каждое звено которой, выполняет роль предохранителя. Поэтому хорошую организацию настолько трудно обезвредить. Низы организации даже не подозревают о структуре. В случае опасности низшую «пехоту» организация отбрасывает, как ящерица хвост. Правда, не бросает полностью, но возвращается и помогает, если человек того заслужил.
- Ну, я вообще не о структуре вашей банды спрашивал, а о совести. Не мучает?
- А чем, собственно, то, чем мы занимаемся, как-то особенным образом выделяется в худшую сторону по сравнению со многими другими видами абсолютно легальной деятельности? Вот, например, большая часть всероссийски известных звёзд эстрады, политики и бизнесмены легко и свободно общаются, развлекаются и выпивают с «ворами в законе». При этом, совершенно однозначно зная о том, что они общаются с преступными авторитетами. И ничего, нормально. Никто их за это не осуждает. А ведь сами понятие «преступный авторитет» подразумевает, что этот человек - не пряниками торгует. А здесь почему должно быть по-другому?
- Понимаете, наркотики…
- А что, собственно, особенно ужасного в том, что человек как-то причастен к незаконному обороту наркотиков. Чем вообще наркоторговля в принципе хуже торговли алкоголем или по сравнению с организацией азартных игр?
Последствиями? Но и игроманы, и алкоголики, и наркоманы, когда уже попали в зависимость, примерно одинаково готовы на всё, ради удовлетворения своей потребности, жажды. Они примерно одинаково разоряют свой дом; одинаково занимают деньги на удовлетворение своей «страсти» у родственников, друзей; они примерно одинаково разрушают свою семью, обманывают, идут на кражи у чужих людей и даже у самых близких родственников. Более того, именно под воздействием алкоголя, а вовсе не наркотиков(!), совершается подавляющее большинство тяжких преступлений (убийства и тяжкие телесные, изнасилования, злостное хулиганство и т.д.)
Привыкание? Но игроманы не менее быстро попадают в зависимость от азарта.
Так в чём же принципиальная разница? А? Только в том, что наркоторговля находится вне закона.
Но ведь спрос определяет предложение. Не было бы желающих употребить, даже не пугаясь карающей десницы закона, то и не было бы предложения. Ведь известны уже примеры, когда и торговля спиртным запрещалась. И что? Что это дало?
- Но наркотиками занимаются отъявленные негодяи!
- Во-первых, это неправда и это оскорбительно. Давайте, это будет в первый и последний раз. Хотя, действительно, в некотором роде это справедливо, но справедливо это только по отношению к тем, кого вы видите в милицейских хрониках. То есть - это самые «низы», среди которых, действительно, очень много опустившихся наркоманов и прочей швали.
А во-вторых, причина того, что «этим» занимаются преступники, является то, что «эта» деятельность вне закона! Когда в Америке в 20-е годы запретили торговлю алкоголем, там тоже бутлегерством занялась мафия. Просто, потому что законопослушные граждане из этого бизнеса вышли. Разрешили - вернулись. Естественно, если бизнес запрещён, то им занимаются только, в некотором роде, отчаянные. Но, хочу заметить, само по себе это никак не говорит о том, что каждый, кто этим занимается, уже только поэтому ужасный негодяй и подлец. О человеке можно сказать, что он занимается незаконной деятельностью, но кроме этого, это больше никак его не характеризует с моральной точки зрения. Таким образом, основываясь только на виде деятельности человека, нельзя делать далеко идущие предвзятые выводы, в том числе о моральной стороне человека, о его нравственных качествах.
Повторяю: наркоторговля отличается от торговли алкоголем или от организации азартных игр только тем, что этот вид деятельности сейчас находится вне закона. По всем остальным параметрам они находятся примерно на одном уровне. В том числе на одном нравственно-моральном уровне. Поэтому как-то особенно выделять этот вид «бизнеса», я считаю надуманным, неправильным.
Таким образом, то, что именно к людям, причастным к наркоторговле, относятся как-то особенно негативно и предвзято, ставя их чуть ли не вне рамок закона, это совершенно не верно, не правильно. Ведь не секрет, что в правоохранительных органах существует неписанное правило, что любой причастный к этому становится преступником заранее. Его вину часто даже не пытаются доказать, и человеку просто подбрасывают наркотики при задержании. Это не какие-то мои инсинуации, это - правда.
- Все так говорят.
- Я же никого не выгораживаю сейчас. Поверьте, подбрасывание наркотиков - это очень распространённая практика. Это «по-жигловски». В милиции это очень одобряют - «вор должен сидеть в тюрьме», а прокуратура на это, обычно, закрывает глаза. Если вина человека хоть чем-то ещё «доказана».
Но я не об этом сейчас хотел сказать. Суть здесь совсем в другом.
Ведь наркоторговля, также, как и торговля спиртным, организация азартных игр, вовсе не стоят на какой-то другой - особенной - ступени. Мы сейчас рассматриваем не людей, а явления в принципе. И если судить об этих явлениях в принципе, то они по своей природе практически идентичны. Следовательно, и о людях, крутящихся в этих сферах, нужно судить одинаково.
Так почему же все так однозначно ненавидят людей, связанных с наркотиками, но никто не проклинает «королей» ликёра и водки, виски и пива?! Почему все только недавно восторгались и гордились дружбой с хозяевами десятков казино в наших городах?! (прим. авт.: на момент интервью, азартные игры только-только были выведены из городов в отдельные «игровые зоны»). Поэтому нужно снять шоры и понять, что нужно быть объективными, и как-то прировнять одних с другими.
Давно объявлено, что в России нет места двойным стандартам. Таким образом, нужно или запретить алкоголь и азартные игры, либо более терпимо отнестись к наркотикам. Я лично считаю, что это всё - одинаковое зло. Кроме того, считаю, что если уж оно в принципе есть, то его не избежать, и люди, склонные к нему, подверженные ему, грязь, как говорится, везде найдут.
Поэтому, если уж зла не избежать, то нужно по-возможности его уменьшить. Как это сделать? Легализовав его, поставив под контроль государства.
И в любом случае, отношение к преступникам закона не должно выходить за рамки закона. Используя «принцип Жиглова», подтасовывая и фальсифицируя доказательства, соответствующие органы выходят за рамки своей компетенции, подменяют собой, своими действиями, закон, фактически сами становятся преступниками, и образ мыслей, разрешающий им всё это, становится у них преступный. Всё это недопустимо, ведёт к бесконтрольности, разрушению принципа разделения власти, создаёт предпосылки к коррупции, беззаконию, служебным преступлениям, что, в конце концов, ведёт к разрушению устоев демократии (или что там у нас?), разрушению внутреннего устройства государства.
- Всё это хорошо и очень интересно, и я даже почти проникся вашими идеями… Но что вы предлагаете? Узаконить наркотики?! Это невозможно! Есть определённые негативные действия, обычаи, с которыми борется цивилизация. Например - убийства, изнасилования и так далее. То есть, есть ряд случаев, когда государство должно жёстко запрещать какие-то действия, в том числе употребление и распространение наркотиков, так как это вредит обществу.
Да, с употреблением алкоголя связано большое количество преступлений в мире. Но степень привыкания к алкоголю крайне низкая. Сравните: какое количество людей пробовали алкоголь, и сколько из них стало алкашами, и сколько из них совершили преступления. А теперь посмотрите на такую же статистику у наркоманов. Ответ очевиден.
Кроме того, человеку зачастую требуется простое и действенное средство для того, чтобы снять стресс, для того, чтобы отвлечься, расслабиться. Не все готовы отвлечься каким-то полезным хобби, и не у всех есть для этого силы. И из всего того, что доступно, алкоголь является самым безобидным.
Таким образом, наши правительства выбирают меньшее из зол. Кроме того, они сами лично употребляют спиртное. Именно спиртное, а не наркотики. Таким образом, непосредственно им действие алкоголя близко и понятно, а наркотики чужды и выглядят опасно. В том числе и этим объясняется их выбор. Вот.
P.S. Собственно, беседа ещё длилась долго, но закончить статью правильнее будет именно на этой точке.