Наверняка найдётся масса специалистов, которые найдут кучу неточностей и погрешностей в этом тексте, но всё-таки рискну и опубликую его.
Все мы с детства прекрасно знаем, как нужно узнавать правду от человека, которого мы подозреваем в чём-то нехорошем, а тот неубедительно отпирается - ему надо как следует врезать и предупредить, что побьёте его ещё сильнее, если он немедленно не расскажет правду, и тогда «жулик» расколется и выложит всё, как на духу.
Есть разные способы проведения данной процедуры, но в общем подобное называется «выбивание показаний», а если это сопряжено с определёнными унижениями или особой жестокостью избиения, то такое можно будет назвать и «пыткой».
Пытки с целью узнать правду люди используют с незапамятных времён. Примерно с тех же пор существует и практика изощрённо жестоких наказаний, которые должны напугать потенциального преступника и предостеречь от совершения преступления…
Примечание: хотя само понятие «преступления», как действия, нарушающего Закон, возникло не так давно, но в общем суть вам понятна, мне кажется. По поводу Закона, кстати, мы тоже здесь этот вопрос в общих чертах сейчас изучим, для общего понимания, так сказать.
Итак, с незапамятных времён существует необходимость защищать свои права и свою собственность от чужих посягательств, а также существует необходимость установления истины (виновника), если, несмотря на угрозу наказания, нарушение таких прав произошло.
Большую часть человеческой истории процедура поиска правды (виновника, преступника) и свершения правосудия происходила достаточно хаотично. В каждом селе, в каждом посёлке и в каждом городе это могло происходить по местной сложившейся традиции, либо по усмотрению местного правителя и/или представителей местного религиозного культа (прим.: так как «источником права», чаще всего, считался «бог», то логично было, что служители культа, зачастую, являлись «проводниками Воли Божьей», в том числе и в судебных спорах, и по своему усмотрению эту «волю» трактовали, активно вмешиваясь в «мирские» разборки, в том числе определяя наличие или отсутствие преступления (греха, нарушения «божьих заповедей»), в том числе могли советовать вид наказания для преступника).
В большинстве случаев небольшие преступления рассматривались в рамках местной небольшой общины, а непосредственно правосудие совершалось потерпевшим или его представителем самостоятельно. Всё это осуществлялось, как правило, в рамках чего-то похожего на сходку (села, улицы в городе). Достаточно часто это происходило на рынке.
Некоторые - наиболее тяжёлые преступления - разрешал правитель, чаще всего с одобрения служителей местного религиозного культа, опять же.
При этом, с самых древних времён главной проблемой оставалось то, что процедуры дознания и осуществления правосудия (наказания) были не формализованы и постоянно довольно произвольно менялись от случая к случаю, в результате чего отличающиеся друг от друга решения при аналогичных преступлениях могли расследоваться более или менее пристрастно, а наказания могли быть разными по жестокости. В совокупности такое «правосудие» не оставляло у народа ощущение справедливости.
Второй главной проблемой права и правоприменения была необходимость формализировать само это внутреннее «ощущение справедливости» обывателей в чётко структурированную норму права, которая дала бы ясное понимание каждому: если совершил это - будет вот это.
Достаточно часто право и Закон, в современном понимании этих явлений в виде всех известных «пи́саных правил», в древних обществах в принципе отсутствовали, и всё решалось произвольно по решению стихийно собравшейся толпы, по воле правителя, по решению служителей культа или даже по «праву сильного» (
судебный поединок,
кулачное право,
ордалии). Всё это порождало хаос.
Впервые хаос был в значительной степени побеждён во времена Древнего Рима, когда свободные граждане Республики, желая определённости своих прав, записали их на знаменитых
12 деревянных таблицах (прим.: середина 5 века до н.э.; подобные попытки кодификации права предпринимались и ранее, но именно «римское право» получило несравнимо более глубокое развитие).
В дальнейшем, для управления огромной Империей, «римские» правовые нормы продолжили развиваться - их стало больше: увеличилось количество законов, законы стали более подробными, была тщательно структурирована процедура судопроизводства.
И хотя в Средние века, вместе с феодальной раздробленностью Европы, большая часть «римской» правовой системы была временно утрачена, тем не менее, именно право Древнего Рима является тем фундаментом, на котором основывается всё современное право и правоприменение…
Впрочем, мы куда-то очень далеко от темы ушли
Итак, с древности люди хотели: во-первых, иметь возможность легитимно (с одобрения окружающих) защитить себя, свои интересы и своё имущество; во-вторых, легитимно и гарантированно наказывать тех, кто нарушает первый пункт; и в-третьих, люди хотели, чтобы процесс правоприменения был структурирован и понятен.
Народу от правовой системы и от государства, как генератора и гаранта «правил», всегда требуется только одно - определённость: сделал это - получил вот это, совершил то - наказали так. Подавляющему большинству почти всё равно, в рамках каких правил жить, именно поэтому люди настолько легко и быстро адаптируются к любым условиям - от нацизма и большевизма до капитализма или рабства. За последние 150-200 лет все эти способы социального устройства менялись с калейдоскопической (по историческим меркам) быстротой и население довольно пассивно, всякий раз, принимало навязанную им форму общественного устройства. При этом, главным условием для народного спокойствия всегда было одно - правила должны быть понятны, а ближайшее будущее, основанное на таком понимании, предсказуемо.
Мы начали этот текст с того, что все мы знаем способ, которым можно установить истину, если человек отпирается, а мы его подозреваем. И мы здесь ничем не отличаемся от своих предков - те думали примерно так же.
Поэтому подозреваемых и били, и пытали, каждый по своему усмотрению. В некоторых случаях, сгорая от негодования или жажды мести, те, кто пытал подозреваемого, убивали его ещё в процессе дознания… Но если есть цель - узнать правду, то такой результат не нужен. Поэтому, чтобы усмирить прыть «заплечных дел» мастеров, уже в Средние века процесс пыток пытались формализировать - то есть требовалось определиться: кого и при каком обвинении можно было пытать, каким образом и как долго. Да, всё пытались структурировать: типа - знатного человека можно пытать только в таком-то случае и так-то, а простолюдина - в таком-то и хоть как; пытать можно, допустим, не более 2-х часов и потом рекомендуется давать 2 дня отдыха… По этому поводу существуют разные документы.
После установления в Европе «абсолютных монархий» концентрация «монополии на насилие» в одних руках позволила ещё более формализовать всю эту процедуру - начались работы по кодификации права, в том числе процессуального (разрозненные разнообразные правовые нормы сводились в актуальные кодексы и законы). Процессы и процедуры допросов (которые почти всегда подразумевали пытки), виды и формы доказательств, а также виды и формы наказания стали сводиться в законодательные официальные рамки, а жестокость, медленно, но верно, стала ограничиваться…
В конце концов, всё пришло примерно к тому состоянию, что наблюдаем мы сейчас.
Все эти процессы, каждый его этап, шли столетиями, и как мы можем заметить, до сих пор очень многие не готовы отказаться от методов и способов, существовавших ещё до «Рождества Христова» или в Средние века.
Например, многим «правоохранителям» кажется существенно проще «правду» выбить, чем установить и доказать её в процессе следствия. Более того, нам самим в бытовой ситуации кажется проще и справедливее кого-то самому избить, чем следовать строго букве закона…
Я не то, чтобы пытаюсь кого-то оправдать за использование пыток - не дай бог, конечно же, но я пытаюсь указать на очевидное - все эти люди, которые становятся «героями» просочившихся в СМИ роликов или свидетельств, которые мучают подозреваемых в отделах полиции и заключённых в зонах, и в своих зверствах похожи буквально на маньяков-садистов, все они не с Луны к нам свалились и не из Америки их к нам прислали. Все они - это обычные люди, в том числе, возможно, наши с вами соседи, с которыми мы можем здороваться и дружить… Это могут быть наши родственники… Это даже может быть кто-то из читающих данный пост вот прямо сейчас…
Оглянитесь вокруг, посмотрите в зеркало - в вашем окружении нет таких? Вы не такой? Не будете выбивать «правду», при случае? Не станете лично наказывать, зная, что вам ничего за это не будет?
Читать ещё материалы по теме:
К утру все сознаются На чьей вы стороне? Пытки или воспитание: на чьей вы стороне? Про русский народ, склонность к насилию, русофобство и нацизм Оттуда выходишь, как изнасилованная
#пытки #правоприменение #наказание #жестокость #общество #истязания #допрос #власть #правила #общество