По следам последних новостей: массовые протесты в Башкирии

Jan 24, 2024 10:00



Башкирский национализм в Башкирии всегда имел место и особенно его пестовал первый президент Башкортостана - Муртаза Рахимов, которого в 2010 году, на фоне завершения процедуры укрепления «вертикали власти», сменил ставленник Кремля - Рустэм Хамитов. После смены власти, башкирские националисты одновременно и приутихли, и радикализировались. То есть, с одной стороны, башкирам в Башкирии всегда отдавался приоритет по всем вопросам (при этом, кстати, надо понимать, что «титульные» башкиры - это менее трети от общего населения республики) и здесь ничего не изменилось - таким образом отсутствует реальная база и повод для генерации недовольства, а ранее культивировавшиеся идеи пантюркизма и национального суверенитета (конфедератизма) полностью потеряли поддержку у нового Главы республики. С другой стороны, эти идеи (националистические, сепаратистские) у башкирской элиты никуда не делись, но, ввиду новых обстоятельств, их стало невыгодно озвучивать лично…

Одним из инструментов башкирского национализма стали, созданные при Рахимове, Всемирный курултай башкир и молодёжная башкирская национальная организация «Кук буре» (серые волки), в рамках которых формулировались и артикулировались претензии к федеральному центру: настойчивое желание углубления экономической и политической автономии (размежевания), увеличение и расширение преференций для «титульной» нации, обязательное изучение «башкирской культуры» и языка в образовательных учреждениях республики… ну и так далее по списку. На самом деле, это обычный универсальный сценарий, общий для националистов всех мастей на постсоветском пространстве, как характерный итоговый знаменатель которых, известный лозунг, периодически проскальзывающий у самых упоротых из башкирских националистов: «Татары - в Казань! Русские - в Рязань!».

Как я уже говорил, башкиры составляют чуть менее трети от общего населения Башкирии, почти столько же - татары, и больше всех - русские (37%). Но надо понимать, что башкиры проживают преимущественно в деревнях, а русские - в крупных городах. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что более всего радикальные националистические идеи находят поддержку именно в глубинке, в том числе в маленьких провинциальных городках и посёлках, где людям кажется, что именно русские (понаехавшие, имперцы) виноваты в том, что они (башкиры - в частности, или «местные» - в других случаях) недостаточно хорошо живут… И что самое любопытное, всё окружение, как правило, разделяет эту простую «удобную» идею: взять и разделить! «отобрать и выгнать!» Ничего не напоминает?

Буквально все национальные конфликты на территории бывшего СССР имели один общий сценарий - в города из сёл массово приезжали вдруг некие «пассионарии», начинали «качать права», кричать о «многовековом угнетении их русскими», после чего начинались проблемы, которые ещё ни у кого, в целом, не закончились ничем хорошим…

В данном конкретном случае, в день оглашения приговора башкирскому «активисту» Фаилю Алсынову, обвиняемому в «экстремизме» и «разжигании национальной розни», в Баймаке - небольшом городе с населением менее 20 тысяч человек - собралось несколько тысяч радикально настроенных протестующих, которые… Что они хотели, я так и не понял, но, судя по тому, как они пытались атаковать ОМОНовцев, люди были явно не мирно настроены…

image Click to view



Можно было бы более глубоко разобрать причины и основания гос.обвинения, но я не вижу в этом особенного смысла, поскольку общий контекст истории достаточно простой. Имеется персонаж - Алсынов Фаиль, 37 лет. Сразу после окончания Башкирского государственного университета Алсынов приобщился к башкирскому национализму, в том числе «осваивал бюджеты» в рамках Всемирного курултая башкир и «Кук буре» (имеется мнение, что эти организации изначально создавались при Рахимове в качестве ручной «националистической оппозиции» и удобного жупела, с которым власти успешно «боролись» время от времени, и исключительно в этом же искусственном качестве они продолжили своё существование позже). После того, как при Хамитове, националистическая деятельность этих организаций была отчасти купирована, Алсынов стал одним из организаторов более радикальной организации «Башкорт», которая, спустя некоторое время, была признана «экстремистской» и запрещена. Кроме прочего, Алсынов участвовал в разнообразных местных политических кампаниях… Но, если отбросить мелочи и резюмировать, то, в общем и целом, Алсынов всегда эксплуатировал и продвигал одну генеральную идею - о «притеснении башкир» и о защите их «ущемлённых прав». В том числе отстаивал «право на самоопределение башкир» (читай: отмежевание от России), право на экономический и политический приоритет башкир (в ущерб всем прочим национальностям), культивирование «башкирской культуры» и навязывание изучения башкирского языка всем прочим национальностям, проживающим в Башкортостане… Последние известные акции, в которых участвовал Алсынов - это протесты против освоения шихана Торатау и против разработки недр в предгорьях Урала. Собственно, именно по теме последнего конфликта Алсынов и был арестован - произнёс на митинге слова, которые обвинение трактовало как призыв к «межнациональной розни» (и правда, Алсынов неоднократно был замечен в конфликтах башкир с приезжими-гастарбайтерами, и вовсе не гасить эти конфликты всегда он приезжал).

Кстати, все вышеупомянутые протесты - против освоения шихана и против прочих горно-добывающих работ - собрали многочисленные митинги, в участии в которых отметились буквально все имеющиеся в республике активисты-оппозиционеры (от экологов и разнообразных «неравнодушных» граждан до феминисток и упоротых националистов), но, поскольку в основе всех этих конфликтов лежит контроль над существенными денежными бюджетами (в первую очередь), то мне менее всего верится, что все эти тысячи протестующих - это исключительно рассерженные эко- и этно-активисты, которые переживают за целостность башкирских лесов, полей и холмов… Нет, возможно, и такие персонажи там присутствовали отчасти, но тогда мне лично не понятна их особенная зацикленность на этих конкретно вопросах. То есть, а почему они тогда игнорируют вред окружающей среде от использования автомобилей? Почему они не протестуют против постройки новых автодорог, которые вредят природе явно не меньше, чем золотодобыча или производство соды? Или почему «эко/этно-активисты» не протестуют против жилищного строительства или прочих промышленных производств в Башкирии?.. Нет, я вполне могу поверить, что в каких-то «особенных» головах может присутствовать идиллическая картинка девственной природы с башкирскими юртами и табунами, но, блин… Это же бред какой-то, верно? Ясно и понятно, что все именно эти протесты - это не «просто так», их кто-то спонсирует и в них кто-то заинтересован… Но, понимая это, лично мне не особенно интересно знать, кто именно всё это заварил и «нагнетает» (уверен, что те, кому надо, всё знают и понимают), но меня удручает относительно массовая готовность разнообразных долбоёбов участвовать в протестах «за всё хорошее против всего плохого» без какой-либо попытки разобраться в причинах, готовых играть роль «массовки» для реализации чужих целей и задач…

По поводу приговора Фаилю Алсынову (4 года «общего» режима за высказывание про необходимость «чёрным людям» валить из Башкирии) можно сказать следующее: вне контекста фабулы обвинения и приговора, их правовой «грамотности» и прочего - сам по себе факт настолько массового протеста с агрессивными попытками напасть на ОМОН совершенно точно говорит о справедливости данного приговора (кстати, ранее подобные акции, в том числе с участием Алсынова, уже имели место - жаль, что без соответствующих последствий). Также совершенно точно понятно, что националистическое движение в Башкирии есть, оно пытается консолидироваться и проявить себя, пользуется заметной поддержкой на башкирской периферии… И этот факт нельзя игнорировать или недооценивать.

P.S. На фоне этих протестов в Башкирии уже несколько дней почти не работает «ватсап». Некоторое время ещё функционировал «телеграм», но и его уже заблокировали (всё доступно через VPN).

Такие вот наши местные новости... А в вашем регионе были попытки «раскачать лодку» в последнее время?

Читать ещё материалы по теме:
Почему в Башкирии по-башкирски должен уметь говорить каждый
Противостояние вокруг шихана Куштау: освоить нельзя оставить

Если понравился пост - жми «лайк», добавляйся в друзья








#протестывБашкирии #протестывБашкортостане #протестывБаймаке #АлсыновФаиль #башкирскийнационалист #башкирскийактивист

протест, #протестывБашкирии, юридические казусы, #башкирскийнационалист, #АлсыновФаиль, национальный вопрос, #протестывБашкортостане, националисты, Уфа, Башкирия, #башкирскийактивист, #протестывБаймаке, Башкортостан

Previous post Next post
Up