ул. Земляной вал, 46/48 (м. Курская). Почти напротив "Атриума".
Непростая судьба дома на улице Земляной вал (до 1994 г. - улица Чкалова) была предопределена в момент рождения - заказчиком его строительства было Министерство государственной безопасности (преемник НКВД). Ведомство, державшее в страхе всю страну, заказало в 1946 году проект дома известному советскому архитектору Евгению Рыбицкому. Что двигало им - желание угодить заказчику, страх создать что-то недостаточно внушительное или просто стремление держаться мейнстрима - сейчас уже не выяснить (архитектор скончался в 90-х годах прошлого века). Но результат оказался выдающимся. Колоннады, портики, надстройки, башенки - все это в огромном количестве появилось на парадном фасаде дома, выходившем на Садовое кольцо. До сих пор бросаются в глаза балконы в два этажа, внутри которых балкончики поменьше...
Цоколь дома облицован красным гранитом. Есть версия, что это - часть камня, заготовленного гитлеровцами для монумента по случаю взятия Москвы. Часть материала для несостоявшегося сооружения пошла на отделку домов на Тверской улице, часть досталась "чекистскому" жилью. В доме вообще было много трофейного, его и строили пленные немцы.
В доме были невероятных размеров квартиры - по 200-250 метров, с черным ходом. В них жили важные чины из НКВД. Балконы, выходившие на Садовое кольцо, опечатывались - вдруг Сталин проедет, а кто-нибудь в него выстрелит? Участковый милиционер регулярно ходил и проверял печати.
Обитатели дома делились на две категории: сотрудники органов и прочие демобилизованные военные, в основном пограничники. Первые считались "белой костью" и занимали самые гигантские квартиры. Остальных по возвращении с фронта селили в относительно скромные апартаменты, не превышавшие 60 метров (спесивые соседи презрительно называли их "дворницкими").
Мирная жизнь в послевоенной Москве для многих высокопоставленных жильцов дома закончилась в 1953-м, когда арестовали и расстреляли Берию. По рассказам старожилов, жильцов роскошных квартир, пытавшихся удрать через черные ходы, ловили и выселяли в места не столь отдаленные вместе с семьями - борьба со сторонниками Берии велась в лучших традициях ведомства. Некоторых просто разжаловали - повезло. Они доживали свой век, донашивая генеральские шинели без погон. Потом в коммуналках поселили обычный народ.
Чистка в доме была не последней неприятностью этих лет: в середине 50-х в стране начались гонения на "архитектурные излишества". Власти осознали, что строить так, как это делали при Сталине - помпезно, вольно, не стесняясь в средствах, нельзя: слишком дорого. Одновременно с концом культа личности произошло осознание: простой народ живет плохо и с этим надо что-то делать.
Архитектора лишили Сталинской премии, а дом постепенно утратил свой спецстатус. Правда, разрушать башенки и портики не стали. Позже в декоративных надстройках на крыше располагался Центр спутниковой связи ДОСААФ. Торчащие на крыше антенны в сочетании с помпезными украшениями были настолько живописны, что привлекли внимание киношников: дом снялся в знаменитом советском фильме про шпионов "ТАСС уполномочен заявить".
Сейчас во всем доме осталось всего 3 квартиры, обитатели которых получали самые первые ордера. Новые жители дома берегут их, как реликвию.
Про репрессированный дом читала
здесь И еще скачала первое попавшееся объявление о продаже квартиры в этом доме:
"Информация о продаже квартиры
4-к квартира м. Курская Земляной Вал дом 46
4-комн. кв-ра на 4-м этаже 10-и этажного кирпичного дома. Общая площадь - 165 кв.м., жилая площадь - 106 кв.м., кухня - 13,8 кв.м. Без балкона. Красивый дом сталинской эпохи, парадный подъезд, охрана, закрытый двор. Просторная квартира с ремонтом и мебелью, окна на две стороны, эркер евроремонт, свободна. $ 1 680 000."
Интересно, подслушивающие устройства уже отключены?