Наконец, выкладываю ещё одну статью, полное название которой:
"Интегративный подход в решении проблемы психологического контакта и присутствия при удаленной психологической работе", опубливкованную год назад в журанле
Психотерапия . - 2012 . -
N 12 . - С. 35-41
Врядли существует ещё одно достижение технической мысли, которое за столь короткий срок своего существования привело бы к столь значительным изменениям в нашей жизни, как интернет. Эти изменения далеко выходят за рамки бытового удобства. Интернет стал важнейшим социально-антропологическим явлением современности, предложив человеку новое пространство, законы и форму бытия. При этом мы понимаем, что находимся лишь в самом начале знакомства и освоения этой новой реальности, к которой мы прибавляем всё ещё звучащее загадочно слово - “виртуальная”.
Пока антропологи и философы ведут дискуссии о том, насколько реален возникающий на наших глазах информационный мир, область применения интернета ширится ежедневно, и то, что вчера ещё казалось фантастикой, сегодня становится неотъемлемой частью повседневности.
Очевидно, что психология не могла остаться в стороне от столь значительного явления ни как академический инструмент его исследования, ни как его пользователь. Данная статья, будучи рефлексией практикующего с помощью интернета психолога, затрагивает обе эти стороны: как инструментальную и техническую, так и исследовательскую и научную.
Предпосылки и история возникновения интернет-терапии
Удалённые формы работы существовали и до появления интернета. Самый известный из них - так называемые “телефоны доверия” или службы экстренной психологической помощи. Однако подобные службы никогда не рассматривались, как альтернатива очной психотерапии. Их задача изначально определялась как вспомогательная, призванная снять или облегчить острые психологические состояния и, при необходимости, попытаться направить абонента на очную встречу со специалистом.
Появление и распространение интернета значительно расширило в техническом плане возможности удалённого общения. Количественно это изменение оказалось столь внушительным, что привело к качественным сдвигам в нашем представлении о дистанционной связи. Множество повседневных действий, которые ранее требовали от человека, как минимум, выйти из дома и посетить то или иное учреждение, теперь могут быть выполнены посредством компьютерной клавиатуры и мышки. В условиях, когда покупки, банковские и бюрократические операции и даже посещение музея можно осуществить, не поднимаясь со стула, запрос на интернет-терапию возник спонтанно и естественно и он получил такой же спонтанный и естественный ответ.
Первые опыты частного платного консультирования по интернету относятся, по-видимому, к середине 1995 года, когда доктор Леонард Холмс (Leonard Holmes, Ph.D.) [6] создал страничку онлайн консультаций, где он отвечал на вопросы клиентов, беря за это небольшую плату, в случае, если ответ помогал. Однако, пионером того, что сегодня в англоязычной литературе называется e-therapy (и-терапия), можно считать доктора Давида Саммерса (David Sommers, Ph.D.). Он был первым, кто организовал платную интернет службу, предлагающую более чем ответы на отдельные вопросы, а именно долгосрочные и регулярные психотерапевтические отношения, поддерживаемые исключительно посредством интернета. За промежуток с 95 по 98 год он вёл работу с более чем 300 клиентами, проживающими от по всему Земному шару, от Арктики и до Кувейта. Уже тогда он использовал самые разные интернет технологии, такие как: электронную почту, чат (диалог в реальном времени) и видео конференции.
К 2002 году в интернете уже существовало более 500 страниц, принадлежавших частным психологам и клиникам и предлагавшим удалённое консультирование и терапию. На сегодняшний день индивидуальное консультирование и терапия посредством интернета де-факто является востребованной и принятой формой работы, конкурирующей с традиционным очным форматом. Как это часто бывает со всем, что связано с интернетом, эта сфера развивается гораздо быстрее, чем осмысливается. Запрос в поисковой машине Гугл по словам ”Online counseling” даёт около миллиона ссылок. При этом подавляющая их часть связана с предложением услуг, а не с исследованиями в этой области.
Такое распространение психологических услуг в интернете обусловлено не только удобством и доступностью виртуального контакта. Есть и другие, не менее важные причины. Вот некоторые из них.
1. Отсутствие иной возможности получить квалифицированную и удовлетворяющую запросу психологическую помощь. В моей практике эта причина зачастую становится определяющей. Большинство из моих клиентов живут не в России и не имеют никакой иной возможности общаться с русскоязычным психологом, используя общие лингвистические и культурные коды и нормы. Кроме эмигрантов к удалённой работе прибегают так же и жители маленьких российских городов или деревень, где возможности найти психолога крайне бедны. Отсутствие альтернативы движет и теми, кто в силу разных причин не может посещать психолога вне дома. Это, например, молодые матери, у которых единственная возможность для беседы с психологом это часы сна их младенца, которого больше не на кого оставить, или люди с физическими ограничениями.
2. Широкий выбор специалиста. Мы знаем, что успех в психологической работе во многом зависит от степени совпадения личностей специалиста и клиента. Человек, ищущий психолога в интернете, имеет беспрецедентно широкий
выбор самых разных специалистов по всему земному шару. Кроме того имеется гораздо больше возможностей составить представление о личности психолога ещё до первой сессии. Дело в том, что психологи, работающие онлайн, как правило, озабочены и самопрезентацией в Сети. Многие из них, помимо ознакомительных текстов на личных и профильных сайтах, ведут ещё и бесплатное онлайн консультирование, давая, таким образом, возможность познакомиться с их стилем и подходом к работе.
3. Конфиденциальность. Без сомнения, уровень конфиденциальности при удалённых контактах значительно выше, чем при очной работе. Намного ниже вероятность появления общих знакомых, меньше возможностей для несанкционированных клиентами интервенций психолога в их частную жизнь. При онлайн контакте клиент вполне может оставаться инкогнито, не раскрывая свои подлинные данные, включая имя и место жительства. Не раз клиенты говорили о том, что предпочли обратиться к психологу, живущему в другой стране, т.к. их запросы столь щекотливы или они столь публичны в своих городах, что не могут полностью довериться местным специалистам.
4. Финансовая сторона. Как правило, онлайн работа обходится дешевле, чем очные встречи, даже если речь идёт об одном и том же специалисте. Это обусловлено, по меньшей мере, снижением накладных расходов, т.к. оборудование для интернет-общения обходится несравнимо дешевле, чем аренда и обустройство помещения для очных встреч.
Существуют и другие причины, подталкивающие людей к онлайн работе, но и уже перечисленных достаточно, чтобы понять, почему она столь востребована.
Проблема психологического присутствия при удалённом контакте
Не смотря на очевидные преимущества интернет-терапии, очные встречи по-прежнему остаются основной и предпочтительной формой работы для большинства клиентов и специалистов. Отчасти это объясняется здоровым консерватизмом. Современный взрослый человек сформировался ещё до прихода эпохи интернета и далеко не всегда чувствует себя комфортно в информационном пространстве. Кроме того до сих пор нет достаточного количества исследований, подтверждающих или опровергающих эффективность и безопасность этой формы работы. Как результат, государственное и частное страхование, как правило, не оплачивает онлайн терапию, даже в развитых западных странах.
Однако главная причина, из-за которой многие по возможности выбирают встречи лицом к лицу, состоит в уровне контакта и доверия, возникающем между людьми, сидящими друг напротив друга и делящими общее пространство помещения. Контакт между психологом и клиентом это хрупкая и не вполне рациональная материя, на которую может повлиять любая мелочь. Обстановка кабинета, кресло, освещение, запах, габариты фигуры и детали одежды, поза, возможность тактильного контакта - всё это участвует в установлении связи между двумя людьми и всё это полностью или почти полностью отсутствует в условиях онлайн взаимодействия. А, между тем, успех совместной работы во многом зависит именно от прочности и глубины такой связи. Она является фундаментов всего целительного процесса, позволяя обеим сторонам максимально присутствовать в нём и до конца проживать всё, что в нём происходит. Таким образом, ключевым моментом, при обсуждении принципиальной возможности успешной онлайн работы, является вопрос, как добиться психологического контакта и присутствия в рабочем пространстве, когда стороны отделены друг от друга сотнями и тысячами километров и никогда не смогут протянуть друг другу руку в буквальном смысле этих слов? В нижеследующем тексте мы попытаемся дать ответ на этот принципиальный вопрос.
Объективные сложности, мешающие возникновению контакта.
Прежде, чем обсуждать решение проблемы, остановимся более подробно на том, в чём она состоит. Связь через интернет имеет ряд объективных сложностей, затрудняющих построение и поддержание контакта между сторонами. Часть из них связана с тем, что люди физически удалены друг от друга, другая часть касается технических аспектов связи.
При очной встрече задействованы все органы чувств, кроме, пожалуй, вкуса. Хотя, если сеттинг позволяет выпить чашку кофе или чая, то и вкус вовлекается во взаимодействие. Физическое присутствие в общем пространстве создаёт ощущение надёжности и прочности, материальности связи. Клиент может быть уверен, что его терапевт не исчезнет, если в здании вдруг произойдёт короткое замыкание или если возникнут проблемы с интернетом. Он так же знает, что если ему станет плохо, если он упадёт в обморок или с ним случится приступ истерики, то он не останется с этим состоянием один на один, его физически поддержат, дадут стакан воды, вызовут врача, положат на кушетку, удержат от самовредительства. Всего этого нет в удалённом общении. Даже такой элементарный, но важный жест, как подать салфетки, если у клиента выступают слёзы, невозможен при онлайн работе. Кроме того, при удалённом формате клиент намного меньше защищён законодательством и этическими нормами, особенно если он и терапевт живут в разных странах. В этом случае человеку будет труднее "дотянуться" до специалиста в случае нарушения этических и профессиональных норм, что тоже может препятствовать раскрытию. Так же мешающим контакту фактором является разность обстановок, в которых находятся обе стороны: температура, время суток, разные фоновые шумы и присутствующие в других комнатах люди.
Кроме того и сама связь может давать сбои. Видео звонки на базе общедоступных, популярных программ, таких как Скайп или видеочат Гугла, пока далеко не всегда обеспечивают качественный канал. Временами возникают помехи в видео и даже аудио сигнале вплоть до полного его исчезновения. Могут возникать перебои и с подсоединением к интернету. В таких случаях разговор продолжается по телефону, но момент прерывания связи в середине сессии является зачастую стрессовым для клиента, ведущим к потере у него ощущения присутствия в рабочем поле.
Все, описанные выше, проблемы не могут быть до конца устранены, т.к. они связаны с самой природой удалённой работы. Поэтому непосредственная борьба с каждой из них по отдельности может привести к некоторому количественному улучшению, но не качественному. Для того, чтобы онлайн работа была сравнима по эффективности с традиционными формами, необходимо понять, как доступными через интернет способами достичь того же уровня контакта и психологического присутствия в рабочем процессе, как и во время встречи лицом к лицу. Ниже я попытаюсь обосновать, что наилучший ответ на этот вопрос даёт интегративный подход. Интегративный в двух смыслах:
- в техническом, т.е. комбинирующий различные методы и модальности, творчески переработанные и адаптированные к условиям информационного пространства, вовлекающий все доступные через интернет формы коммуникации
- в концептуальном, т.е. опирающийся на системно-целостное представление о структуре личности и её взаимосвязях с внешним миром
Подлинность как способ преодоления не-реальности интернета
Как уже говорилось выше, интернет предоставил человечеству доступ в качественно новый по своим возможностям и свойствам виртуальный мир. В этом мире субъект выступает не только в пассивной созерцательной роли, как это происходит, например, при контакте с миром искусства, он по-настоящему существует, “бытует” в нём, взаимодействуя с его динамикой, проживая происходящие в нём события, наполняя его своим содержанием и контактируя с другими его обитателями.
Одним из фундаментальных отличий виртуального мира от физического состоит в том, что в нём объективная и субъективная реальность не исключают друг друга, а присутствуют одновременно в каждом его объекте. При взгляде “изнутри” содержимое этого мира не менее объективно, чем в материальном, и так же не зависит от субъекта, но при взгляде извне мир интернета предстаёт как отражение объективной реальности в коллективном сознании, т.е. как нечто субъективное по определению. С психологической точки зрения эта дуальность приводит к тому, что понятие “реальность” не может служить надёжной опорой для человека, вступающего в мир интернета. Эта реальность зыбка, она способна появляться и исчезать почти с такой же лёгкостью, как фантазия или сон, поэтому слишком полагаясь на неё, мы рано или поздно расплачиваемся тревожностью. И всё же это не значит, что в интернете вообще нет опоры. То ощущение стабильности и устойчивости, которое в физическом мире зиждется на ощутимости и тяжести окружающих предметов, в информационном пространстве может базироваться на чувстве подлинности.
Чувство подлинности возникает у человека при встрече с чем-то, что откликается в его душе узнаванием, что резонирует с его личным опытом, представлениями, мировоззрением. Возникновение этого чувства при встрече с другим человеком способствует формированию стабильного канала связи и особого поля контакта, для которого естественны понимание, доверие, искренность, открытость. Присутствие в таком поле даётся легко и естественно, оно не исчезает даже тогда, когда обсуждаются сложные и болезненные темы, или когда на время рвётся или ухудшается техническая связь.
При очной встрече материальность общего с терапевтом пространства и окружающих вещей сама по себе выступает отчасти гарантом подлинности происходящего, по крайней мере, на уровне непосредственных ощущений. При встрече в интернете у людей остаётся лишь содержание двух внутренних миров и способность транслировать его вовне. Чтобы такая встреча переросла в эффективный целящий процесс, от специалиста требуется бОльшая, по сравнению с традиционным форматом, эмпатия, чуткость и настроенность на клиента. Кроме того требуется большая открытость и готовность к творческому поиску форм работы, которые будут максимально соответствовать условиям удалённого контакта.
Подобно тому, как у слепого человека обычно лучше развиты остающиеся четыре чувства, при работе через интернет развивается способность улавливать и чувствовать самые тонкие изменения в состоянии клиента, через интонацию голоса, выбор слов, дыхание, паузы и что-то ещё, не поддающееся описанию. Благодаря всему этому происходящее между двумя людьми приобретает подлинность, лежащую за пределами физического пространства и никак от него не зависящую. И чем на более глубоких уровнях обе стороны будут чувствовать подлинность, контакт и присутствие в общем поле, тем меньше работа в интернете будет отличаться от той, что происходит при встрече лицом к лицу.