Конгресс в Москве (окончание)

Nov 27, 2010 15:14

 Третий день обещал быть особенно интересным, т. к. должна была состояться секция по наиболее близкому мне кругу тем - "Интернет в психотерапии". Собственно, если я и могу считать себя специалистом в какой-либо психологической сфере, то это именно он-лайн консультирование. Я занимаюсь им примерно 6 лет в самых разных формах и было чрезвычайно любопытно познакомится с опытом других психологов, работающих через интернет. Кроме того, мне предстояло сделать на этой секции доклад, рассказывающий о работе сообщества ру_психолог.
Идея этого доклада возникла за несколько дней до “самого-самого” последнего срока подачи заявок на доклады. Дело в том, что, работая над докладом про троллинг, я поймал себя на том, что всё время скатываюсь в сторону описания работы сообщества. И вдруг меня осенило: “А почему бы, собственно, не написать о том, чем я постоянно занимаюсь и что, по моему глубокому убеждению, должно представлять практический интерес для многих психологов?” Тем более, что на Конгрессе была секция идеально подходящая по своей тематике для такого доклада. Далее нужно было только решить организационные вопросы, что оказалось несложно. Во-первых, выяснилось, что ещё не поздно и нет никаких технических препятствий для осуществления задуманного, во-вторых, Ольга Викторовна поддержала идею. Мы обсудили с ней по телефону основную канву статьи и, со свойственной ей быстротой и лёгкостью пера, она за один вечер написала текст на 10000 знаков. Мне оставалось только пропустить его через себя и трансформировать в последовательность слайдов. Я проходил с этим текстом, который мигрировал у меня внутри между животом и головой до самого отъезда, и уже в самолёте внутренние образы без особых усилий кристаллизовались в дигитальную структуру презентации.
Секцию открывал её председатель - Марк Евгеньевич Сандомирский. Он прочитал интересный доклад на тему троллинга. Я, конечно, сидел как на иголках. Как сами понимаете, в докладе было так много мест, куда хотелось вставить свои пять копеек, что набрался бы, пожалуй, целый рубль. Марк Евгеньевич знал, что я тоже делал доклад о троллинге и не мог не дать мне возможности высказаться хотя бы отчасти. Мне понравилось в его докладе несколько моментов. В частности, термин “вербальная агрессия”, который служил синонимом троллинга. Понравился анализ причин способствующих возникновению и проявлению этой агрессии. Хочу ещё отметить его стиль, очень гладкий, с правильно поставленным умением совмещать хороший русский язык со специальной терминологией, имеющий, я бы сказал, явное суггестивное воздействие. Слушая его, я как будто впадал в состояние лёгкого транса, которому организм явно противился. Поэтому после его речей оставался привкус конфликта, и требовалось усилие, чтобы вникнуть в их содержание.
Далее был ещё близкий мне по теме доклад Н. Н. Нарицина, посвящённый он-лайн консультированию через скайп. К сожалению, докладчик посвятил большую часть своей речи техническим аспектам общения через интернет, не заслуживающим, на мой взгляд, такого пристального внимания. Так, к примеру, несколько минут ушло на обсуждение веб-камеры и качества канала связи. А по моему опыту визуальное изображение вообще не является обязательным в он-лайн консультировании. Наоборот, некоторые клиенты часто предпочитают не включать камеру, а я, общаясь через скайп, часто закрываю глаза и пытаюсь ощутить человека на “той стороне “, проникнуть в его состояние через оттенки интонаций, тембр голоса. Порой, это даёт больше полезной информации, чем видеоряд. Не были затронуты и другие аспекты, связанные с содержательными особенностями и-консультирования. Например, использование писем, фотографий, уникальной возможности участвовать в качестве консультанта в он-лайн диалогах клиента со значимыми для него лицами. Докладчик говорил об этом виде терапии как о подобии обычной, пусть не вполне полноценной, но приемлемой, когда нет возможности личных встреч, отмечая, что для её эффективности крайне желательна хотя бы одна очная беседа. Я же считаю, что к и-консультированию нужно относиться как к самостоятельной и самодостаточной форме работы. Сравнивать он- и офф-лайн встречи так же некорректно, как, скажем, литературу и театр. Это разные жанры, каждый из которых имеет право на существование в современном мире. Я согласен, что консультирование без физического контакта с клиентом имеет определённые сложности, но в нём есть и целый ряд преимуществ, недоступных для традиционных форм. Не буду сейчас подробно останавливаться на этой теме, об этом уже и так достаточно много написано.
К сожалению, жёсткий регламент секции не позволял вступать в дискуссию, поэтому пришлось оставить все свои соображения при себе. Среди докладов запомнился ещё один посвящённый музыкальной терапии и сайту, на котором можно самостоятельно улучшить своё психологическое состояние с помощью этаких музыкальных мантр или психологического караоке(http://www.health-music-psy.ru/index.php?page=cd). Замечательно, что автор идеи, Петрушина В.И., является одновременно доктором в сфере музыки и профессором кафедры психологии. Хотя я сам врядли стал бы заниматься подобным самолечением, но вполне допускаю, что кому-то это может помогать.
Я должен был докладывать последним. Сидя с самого начала в первом ряду, я не обратил внимание, что творится в помещении. Встав лицом к аудитории, я обнаружил, что количество людей за время работы секции как минимум удвоилось. Всего было человек тридцать, а может и больше. Но волнения, как ни странно, не было совсем. Может оттого, что в голове была ясная картина того, о чём предстоит говорить, а может потому, что материал мне казался интересным и я чувствовал, что хорошо им владею. Сейчас подумалось, что и практика модерирования и выступления перед многотысячной виртуальной аудиторией тоже прибавила мне уверенности за последние полтора года. Времени для доклада было минут 10-15. Немного мало, но достаточно, чтобы успеть проговорить главные моменты. Забавно, что один из слайдов представлял из себя сравнение с пси-сообществом “Альянс психологов“, расположенном на Одноклассниках. Как выяснилось чуть позже, среди присутствующих был один из модераторов этого сообщества - Алексей Рябцев. Более того, он выступал с коротким докладом следом а мной. Алексей поднял тему того, что сами модераторы пси-сообществ тоже могут становиться заложниками своей роли и он-лайн деятельности, что их поджидает ряд опасностей этического и психологического свойства. Должен сказать, что Алексей говорил в лёгкой, естественной и доброжелательной по отношению к нашему сообществу манере. Мне было приятно и интересно его слушать. К счастью, хотя время работы секции истекло, нас ещё не выгоняли из помещения, и мы смогли вступить в диалог друг с другом и присутствующими.
Главный вопрос, который так или иначе задавали многие, сколько ресурсов тратят модераторы на свою работу и каковы их мотивы. Тратим мы на сообщества от часа до трёх в день, в зависимости от количества постов и активности участников. Мотивы… Их несколько. Возможно, мои мотивы отличаются от тех, что движут Ольгой Викторовной, но часть, безусловно, совпадает. Для меня это, во-первых, возможность самореализации и приобретения ценного опыта, причём сразу в нескольких сферах. Здесь и психология, и навык групповой работы он-лайн, и опыт специфической организационной деятельности, и различные технические навыки. Во-вторых, это возможность учёбы. В первую очередь у Ольги Викторовны, а так же у других участников сообщества. Ещё это, конечно, способ самопрезентации и самопродвижения. Никто не знает, что получится из этого сообщества в будущем, но быть его модератором престижно уже сегодня. Ведь это один из самых посещаемых психологических ресурсов инета. А когда-нибудь это может стать ещё и выгодно материально. И последнее, работа на сообщество даёт мне ощущение реализации своей миссии, предназначения. Я получаю от неё удовлетворение и чувство нужности. Не знаю, удовлетворили ли мои ответы тех, кто задавал вопросы. Мне кажется, что они достаточно очевидны, ведь схожие мотивы стоят у истоков многих хороших и успешных начинаний.
Сегодня, спустя полтора месяца, вспоминая о своём докладе, я думаю, что это было только начало. О сообществе можно сказать ещё очень много, и на будущий год я постараюсь принять участие в очередной конференции и продолжить этот разговор.
Что ещё из воспоминаний об этой поездке мне дорого и может быть выложено тут? Пожалуй, личная встреча с Марком Евгеньевичем Бурно. Она состоялась в последний день, утром, в наркологической клинике, где он заведует расположенной там кафедрой психотерапии. Я хотел подарить ему книжку своих стихов, а накануне забыл положить в портфель несколько экземпляров. В результате, после окончания Конгресса я подошёл к нему в вестибюле и сказал о своём желании. Марк Евгеньевич предложил приехать в клинику, что я и сделал на следующее утро. Мы прообщались минут 40 и это был очень приятный разговор. Главное, это то самое ощущение, что “тебя понимают” ©. Он подарил мне две свои книги, надписав одну из них. Надпись я прочитал уже в метро и с удивлением обнаружил, что она почти дословно повторяет то, что я сам написал ему, даря сборник стихов.
Домой я летел с хорошим и светлым чувством, которое бывает после каких-то важных и удавшихся событий. В нём не было эйфории, а просто удовлетворённость от увиденного и узнанного, от состоявшихся встреч, от своих выступлений. Я стал чувствовать себя ближе к профессиональному сообществу, и это придавало сил. Пока что у меня есть желание и дальше принимать участие в подобных мероприятиях, а там будет видно, я не загадываю…

психология

Previous post Next post
Up