Оригинал взят у
oper_1974 в
Судьба белоруса. ( фото и документы ) В марте 1921 года, после окончания советско-польской войны Западная Беларусь, а вместе с ней и родная для белоруса Юлиана Бортко деревня Заборье, оказалась в составе Второй Речи Посполитой.
Молодой белорус занимался крестьянским трудом (благо хозяйство было большое), окончил 4 класса школы. В 1935 году Бортко призвали на службу в Войско Польское.
Польско-латвийская граница в 1920-1930-х годах напоминала современную границу Беларуси и стран ЕС. Через этот "коридор" осуществлялось оживленное движение трудовых мигрантов из Польши в Латвию.
Латвийская армия.
Во время службы на границе с Латвией капрал КОП Юлиан Бортко неоднократно участвовал в задержании контрабандистов. За отличие в охране государственной границы 11 июля 1938 года белорус был награжден бронзовым крестом "За Заслуги".
Польские пограничники.
Польский и латвийские пограничники.
Вскоре после этого знаменательного события Юлиан демобилизовался и вернувшись домой, занялся крестьянским трудом. Но мирная жизнь продолжалась не долго. 1 сентября 1939 года Третий Рейх напал на Вторую Речь Посполитую. Началась Вторая Мировая война.
Юлиан Бортко был мобилизован в 5-й пехотный полк легионов, входивший в состав 1-й дивизии пехоты легионов. Вскоре полк оказался в окружении. Оставшиеся в живых офицеры приказали солдатам 5-го пехотного полка сложить оружие. Сам Юлиан предусмотрительно срезал с мундира погоны, снял награды и спрятал все это в одной из деревенских хат.
Пленных солдат с Виленщины направили в лагерь на территории Восточной Пруссии. "Там не было бараков. Большое поле, огороженное со всех сторон колючей проволокой и вышки охраны. Чтобы не замёрзнуть спали один на другом, образуя живые курганы. На утро те, кто был снизу, умирали задохнувшись. Вместо еды давали картофельные очистки", - рассказывал родственникам после войны Юлиан.
Пленные поляки.
Затем польских военнопленных перевели в город Риссен, где Бортко определили на работу в угольной лавке. Там условия были относительно нормальными. По выходным "полякам" разрешали гулять по городу.
Но все равно бывшие солдаты Войска Польского пытались покинуть неволю. Уроженец Витебщины бежал дважды. Ловили, травили собаками. Следы от рваных ран заживали очень долго, но Юлиан не сдавался.
В 1943 году, группу польских пленных, в составе которых был и Бортко, в качестве рабочего батальона перебросили в Украину, под Киев. Там, на Днепре, нацисты возводили укрепления, с помощью которых намеревались сдержать советское наступление.
Бортко в плену. Крайний справа.
Бывший пограничник предпринял третью и на этот раз успешную попытку побега. Добравшись до Беларуси, Юлиан попал к советским партизанам, а вскоре, "народные мстители" соединились с частями советской армии.
Белоруса долго допрашивали в особом отделе. Интересовались его довоенной службой в "панской армии", пребыванием в немецком плену. В итоге Бортко поверили и дали возможность продолжить борьбу с нацистами.
"Хотел воевать в польской армии, которую создали в СССР, но мне твердо дали понять, что я уроженец Западной Беларуси и это советская территория, а, следовательно, служить я должен в Красной Армии".
В итоге, в конце марта 1945 года нашего героя зачислили пехотинцем 67-го стрелкового полка 20-й дивизии 1-го Белорусского фронта.
Бои шли уже на подступах к столице нацистской Германии. Немцы дрались из последних сил, превратив каждый дом и улицу в неприступную крепость.
В конце апреля 1945 года в нескольких кварталах от Рейхстага подразделение, в котором воевал Юлиан, наткнулось на группу эсесовцев. Завязался ожесточенный бой в результате которого Бортко был тяжело ранен.
Пуля раздробила локтевой сустав левой руки, а осколок от разорвавшейся гранаты попал в грудь и остановился в миллиметре от сердца. 9 мая 1945 года Юлиан Бортко встречал в госпитале. Военные врачи спасли жизнь солдату, но левую руку пришлось ампутировать.
В июле 1945 года раненного воина представили к заслуженной награде - Ордену Славы 3-й степени, однако командование Белорусского военного округа пересмотрело это решение, и наградила белоруса Орденом Отечественной войны 2-й степени.
После войны Юлиан Бортко работал сапожником (его сапоги продавали даже в Ленинграде), трудился на спиртзаводе в Озерцах, и на торфоразработках под Глубоким.
Когда в начале 1990-х польское правительство начало награждать белорусов, воевавших в Войске Польском, медалью "За участие в Сентябрьской кампании 1939 года" Бортко тоже хотел заявить о том, что он сражался с нацистами с первого дня Второй Мировой войны, но когда узнал, что на эту медаль претендуют люди, даже не участвовавшие в той войне (кто-то из соседней деревни), то отказался отправлять свои документы. "Я воевал не за медали, а за родину".