СТЯГ НАД ГОРОДОМ .

Jan 08, 2015 18:38

       После форсирования реки Остер и отбития колонны наших жителей у фашистов завязался жестокий бой за деревню, которая находилась на возвышенности. Перед деревней был овраг. В этом овраге немцы должны были расстрелять колонну жителей, которую отбила наша дивизия, то есть 3-й стрелковый батальон. Моему взводу приказали ворваться в деревню по оврагу, выйти на западную окраину дереувни, перерезать дорогу, идущую на запад, окопаться, а дорогу заминировать. В случае наступления немцев- отбить атаку. Взвод мой был усилен тремя станковыми пулеметами, двумя пушками 45 мм, двумя полковыми пушками, нас поддерживала минометная рота капитана Омельченко.
      Дело было перед заходом солнца. Артиллерия и минометы открыли огонь по обороне немцев. Я поднял взвод, дал команду вперед. Немцы открыли по нам пулеметный и артиллерийский огонь с целью не допустить ворваться в овраг, так как овраг по скатам имел деревья, кустарник.
     Взвод залег. Я увидел впереди траншею, старую, длинную, 100 - 150 метров. Принял решение достичь этой траншеи и по ней спуститься в овраг, после чего продолжить наступление на деревню. Дал команду бежать справа налево по одному в траншею. Но подняться было невозможно из-за пулеметного  огня. Я тогда вызвал артиллерийский огонь по огневым точкам немцев. Как только замолчали их пулеметы, я поднял взвод, крикнул "вперед" ! Немцы открыли ураганный огонь из танков и минометов. Мы достигли траншеи, она оказалась очень мелкой, но пулеметный огонь нас не доставал.
     При поддержке 4 танков немц пошли в контратаку. Два немецких танка нашими артиллеристками были подбиты, а минометная рота накрыла немецкую пехоту.
     Стало темнеть, я повел взвод по оврагу к деревне. При подходе к окраине немецкого секретного поста дал красну. ракету. Немцы открыли ураганный огонь по оврагу. Но было поздно, мы захватили одного немцы, еще одного убили. Чтобы ворваться в деревню, надо было преодолеть овраг, достичь западного его ската, а он был обрывистый. Пулеметным огнем нас не доставали. Я по телефону попросил открыть огонь по деревне из минометов, а сам поднял взвод и повел на подъем. Немцы стали отходить, зажгли несколько хат и сараев. Около одного дома мы увидели горящий сарай. Жители выскочили и сообщили нам, что в сарае 400 детей и учительница. Я доложил майору Найденову, что деревню взял, в сарае горят дети. Мы вышибли с двумя артиллеристами двери и начали их спасать. Детей всех спасли, а учительницу нашли сгоревшей. Мы завернули ее в шинель и вынесли. Нам сообщили, что по дороге в деревню движутся немецкие танки. Я приказал приготовиться к бою артиллеристам и танковым истребителям. В это время прибыл Найденов с батальоном. Немецкие танки шли походной колонной на небольшой скорости. Всего было 18 танков и 4 бронетранспортера. Найденов поднял батальон и атаковал немцев. Подбили 9 танков, 3 бронетранспортера, взяли в плен 53 немцев. Они рассказали, что командование не знает, что русские находятся в тылу.
      Перед наступлением на город Кричев, в 40 километрах от него, в лесу,командир полка Нестуров собрал офицерский состав и коммунистов, где сообщил, что перед нами большая водная преграда. Нашему полку было приказано достичь реки СОЖ, форсировать ее и овладеть г. Кричев. Немцы решили на реке Сож остановить наступление дивизии, измотать наши силы и перейти в контратаку. А наша задача не дать врагу оторваться от нас, вести наступление непрерывно, использовать манев, скорость движения техники. Выполнение поставленной задачи зависит от нас. Затем выступил начальник политотдела полковник Михайлов, заместитель командира по политической части  майор Погорелов, командир 3-го батальона Найденов и еще несколько коммунистов и комсомольцев.
       Мой взвод пополнился 38 автоматчиками, 3 пулеметами, пушками, отделением огнеметчиков. 28 сентября в 2 чача ночи нам поставили задачу: зайти в тылв немцев, отрезать путь отступления , нанести удар по врагу, достичь реки Сож, захватить мост через реку Сож и ворваться на окраину г. Кричева. Фашисты оказали яростное сопротивление. Наступление нашей дивизии было остановлено, 1265-й полк попал в тяжелое положение, 1270 стрелковый полк вел ожесточенные бои, а 1268 полк также испытывал трудности.
     Мы ночью достигли железной дороги и взорвали мост. Я повел взвод вверх против течения по лесу. За 1500 - 2000 метров от моста мне приказали остановиться и ожидать Ермолина с двумя взводами. Придя, Ермолин приказал выйти к реке Сож, форсировать ее, ворваться в 1-ю линию траншеи, занять плацдарм и дать сигнал об овладении 1-й траншеей. Мы вышли на опушку леса перед рекой Сож 29 сентября 1943 года в 16.00 . Посмотрев на западный берег, мы увидели траншею, идущую по возвышенности. Немцы ходили в полный рост. Ермолин доложил майору Найденову обстановку, Найденов приказал выдвинуть мой взвод к берегу реки, определить грунт, глубину реки, дно, почву берегов. С наступлением тумана подошел к берегу, переплыл реку, переправил взвод. Утонули 4 солдата и огнеметчик. Мы с боями продвинулись на 300 метров вглубь обороны немцев, Найденов приказал разделиться на две группы. Ермолину следовало наступать вдоль траншеи на город Кричев, ворваться в город с берега и оавладеть железнодорожной станцией, затем двигаться к центру города. Мне прикеазали двигаться на западную окраину Кричева, перерезать дорогу Кричев- Чаусы, заминировать ее, а потом- к цементному заводу, освободить пленных. Сделав все необходимое на чаусской дороге, я развернул свою группу и повел к цеметному заводу. Мы увидели, как с вокзала отступали немцы, прикрываемые танками. Установили пулеметы и открыли огонь. Колонна немцев бросилась бежать к оврагу, бросая убитых и раненых. Танки, увидев, что по колонне открыт пулеметный огонь и немцы стали бежать беспорядочно, в бой не вступая, ушли в центр Кричева. Подойдя к цементному заводу, мы увидели минное поле. Доложил Найденову, что подступ к заводу заминирован. Мне приказали оставить 4 человек у минного поля, а самому присоединиться к 3 роте, которой командовал капитан Коробов, и наступать к центру. На подходе к оврагу нас немцы обсреляли сильным огнем. Решение было принято молниеносно: зайти в тыл врага и атаковать. Я поднял взвод и повел от дома к дому, огородами, обошел овраг и мы открыли пулеметный огонь. Немц3ы оступили. Я дал сигнал, что дорога свободна,а к Коробову послал связного. В овраге остались лежать убитые немцы. Мои бойцы достигли центра, мне дали 2 куска красной материи и сказали, чтобы подбежал к зданию и закрепил их. Я это сделал. Переправилась вся дивизия и вступила в бой. После установления флага мне приказали возвратиться к мосту, где был Ермолин со своей группой. Прибыв туда, мы заняли оборону согласно приказа. В 6 часов 30 минут 30 сентября мне доложил дозор, что по мосту через реку Сож движется группа около 60 человек. Мы увидели советских воинов. Это была резведка 212-й стрелковой дивизии,вел разведчиков старший сержант Брижалинский. Он послал одного разведчика с донесением, что Кричев взят.
      30 сентября 1943 года в 7 часов 30 минут прибыли в расположение нашей роты. Рома была выстроена и всем нам объявили благодарность за проявленное мужество и героизм при взятии города.
      Расчет немцев остановить на реке Сож наступление провалился, над Кричевом полыхал красный флаг освобождения,а советские войска двинулись дальше очищать от врага захваченные земли.
Previous post Next post
Up