Продолжаю размещать рассказ и фотографии, сделанные во время поездки Бориса Федоровича Мухлынина по местам боев его отца Федора Александровича в начале 1942 г.
Борис Федорович у подножия памятника в Запрудном, где похоронен его отец.
Далее авторский текст: "Продолжение рассказа о поездке. Людиновский район.
4-го мая первым автобусом, в 7-20 я выехал из Людиново в Букань, где находится большой мемориальный комплекс. Первое, что бросилось в глаза - буйно цветущее дерево черёмухи.
Мелькнула мысль, что вот бы посадить ещё и рябину, чтобы ещё осенью и зимой было украшение. Вспомнилось есенинское: "А на снегу горит костёр рябины красной". Из леса через дорогу доносилось звонкое пение соловья. И не было грусти из солдатской песни: "Соловьи, соловьи, не мешайте солдатам поспать". Наоборот было удовлетворение, что поют для павших солдат. Посидев в утренней прохладе деревьев мемориала отправился в Запрудное.
На первой фотографии общий вид мемориала в деревне Букань. На второй - центральная композиция мемориала.
На первой фотографии главный памятник мемориала, на второй - надгробная плита центральной композиции.
На первой фотографии оформление мемориала, на второй - перечень частей и соединений, участвовавших в защите и освобождении людиновской земли.
Фотография "Фронта 10-ой армии в 1942 - 1943 годах" с мемориала в селе Букань.
Своим землякам, не вернувшимся с войны, сельчане поставили отдельный памятник
Из Букани пешком отправился в Запрудное. Вспомнил свою бабушку Ольгу, которая на моление в церковь в соседнее село ходила только пешком, отказывалась даже если попадался попутный транспорт. По рассказам знаю, что до поворота на Запрудное от Букани 2 - 3 километра. Дорога идёт по густо заросшему лесу, вплотную подступающему к дороге. Когда ехали в Букань иногда свисающие ветви деревьев даже ударяли по корпусу автобуса. Иду уже больше часа - поворота на Запрудное не встречается. Навстречу едет микроавтобус, Я проголосовал, он остановился. Спрашиваю у водителя: "Я, наверное, прошёл поворот на Запрудное? - Конечно, и уже, наверное, километра три. Подвезёте до поворота? - Садитесь". в автобусе мужчина и две женщины. Спрашивают меня: "А вы к кому в Запрудном? - Я приехал на братскую могилу отца. - Тогда мы Вас отвезём до самой могилы". В моей поездке второй случай доброжелательности местных жителей, о которой я упоминал рассказывая про водителя, возившего меня на Зайцеву гору.
Привезли меня прямо к братской могиле. Женщины заботливо просят мужчину: "Олег, сфотографируй товарища у памятника на его фотоаппарат". Сфотографировали меня у памятника и опять заботливо предлагают отвезти меня до трассы на Людиново. " Спасибо, уважаемые, мне же надо посидеть, побыть с отцом. - Тогда всего Вам доброго, до свидания". Жаль было расставаться с такими добрыми людьми. Посидел в тени берёз, заметно выросших после моего последнего посещения. Появились новые дополнения в мемориале: дополнительные стеллы и православный крест, причём не просто срубленный, а с резьбой распятого Христа. Тем, кто в первый раз трудновато найти своего солдата. Шесть стелл, по три с двух сторон. На каждой стелле по одиннадцать столбцов. В каждом столбце 32-е фамилии. Итого 2.112 фамилий, которые расположены не строго по алфавиту. Но не надо обижаться.До сих пор находят останки павших, немногих из них узнают поимённо, и к каждому дню Победы добавляются новые имена.
Сделал фотографии, с грустью прошёлся по умирающему селу. В один из предыдущих приездов в село шли вместе с почтальоншей, которая с сожалением рассказывала: "Родилась и выросла тут, Нравится мне здесь - простор, приволье, воздух духмянный, ягоды, грибы. Но школу закрыли, детей в Букань не навозишься, особенно зимой. Пришлось переехать в Людиново". Подошло время, попрощался с отцом и пошёл на трассу до Людиново.
На первой фотографии мемориал в деревне Запрудное, на второй - стеллы с фамилиями погибших бойцов.
На первой фотографии стелла с фамилией моего отца, Мухлынин Фёдр Александрович. На второй - остатки церкви, которая была мишенью, как наблюдательный пункт, для обстрела с обеих сторон, когда село переходило из рук в руки.
Вышел на трассу на Людиново. Трасса неасфальтированная, вся трава в придорожной пыли, не присядешь. Что стоять, неспеша пошёл в Людиново. Минут через 15 меня подобрал водитель газели. Обычный дорожный разговор: куда, откуда. Рассказал ему, что приезжаал на братскую могилу отца. Привёз меня в Людиново. Только я опустил руку в карман за расчётом, как сразу энергичный протест: "Нет, нет! Вы что! Вы же на поминки приехали". Дорогие калужане! Сердечное Вам спасибо не только за заботу о могилах павших бойцов, но и за внимание к нам, приезжающим на поклон к этим могилам. Всего вам доброго. На этом моя поездка по местам боёв 385-ой дивизии закончилась. Всем советую: приезжайте на братские могилы своих близких. Особенно если захоронение находится в небольшой деревеньке. Для её жителей это духовная жизнь, одна из ниточек, связывающих их с большим миром.
На фотографии памятник освободителям города Людиново".