Народная фоносемантика. Часть 1. А.

Nov 10, 2008 01:37

Не так давно мной был предпринят опрос с целью собрать ассоциации на буквы современного русского алфавита в виде троек "существительное-прилагательное-глагол" http://33abc.livejournal.com/74819.html - большое спасибо всем, кто откликнулся от благодарных потомков))).

Все ваши ассоциации занесены в табличку excel с колонками: порядковый номер (для того, чтобы быстро восстановить исходный порядок), буква алфавита, номер респондента (анонимированы и помещены в табличку в произвольном порядке), существительное, прилагательное, глагол, и признак ненормативной лексики (количество плохих слов в строке, в большинстве строк в этой клетке пусто - по этому признаку можно двумя щелчками мыши исключить из просмотра все содержащие мат строки). Таким образом, вам, дорогие мои, легко просматривать и сортировать данные по алфавиту, например, по именам существительным, или просто выбрать все строки на букву Ю.

Фоносемантику ищу народную, поэтому файл отдаю народу без которого он бы не возник, и расположен файл символично - на яндексовском бесплатном хостинге Народ, на моём сайте http://rus33abc.narod.ru/narfonsem.xls

Я рассмотрел слова-ассоциации к А. Ничто теперь не мешает любому заинтересовавшемуся Человеку проделать нечто подобное самостоятельно с другими буквами, опередить меня - меня это не обидит, обещаю, так как сетую за развитие самой этой идеи.

Фактически, я искал, что же во всех этих словах общего - какой одной важной идеей они объединены. Несколько образов возникли сразу, и так же быстро они породили единый образ. На мой взгляд, народная фоносемантика А - "рождать". Разумеется, всё представленное рассмотрение в этом свете выглядит, как чистой воды подгон, но это неизбежно - как ещё доказать общность? Где мне не удавалось притянуть толкование и за уши - я честно писал - не вписывается в концепцию. Я говорю вам, читатель, что не делаю из своей версии культа - буду рад вашим - истинно народным версиям!


Перво-наперво. Почему респондентам было предложено писать ассоциации тройками "существительное-прилагательное-глагол"?

Если бы люди на каждую букву выдавали по 4-5 ассоциаций в виде существительных, что и предлагается обычно при подобных исследованиях, то при анализе было бы необходимо оценить весь этот набор на предмет выявления общего качества, которым эти 4-5 слов наделены. И именно это качество и является ассоциативным зерном для респондента, выявить которое - промежуточная задача исследования. Необходимо также отметить, что при этом виде сбора материала рассматривать индивидуальные ассоциации становится делом менее принципиальным ввиду однородности данных и большим межреспондентским перехлёстом. В нашем случае картина разительно отлична. Каждый респондентский набор являет по-сути или 1) некоторым единичным смысловым вектором, если респондент следовал логике "буква - ассоциация существительное - ассоциация прилагательное на имя существительное - ассоциация глагол на прилагательное + существительное" - и в этом случае респондент сам ведёт нас к истоку свей ассоциации или более ярко проявляет её, или 2) если респондент выдаёт последовательность независимых ассоциаций - является некоторым неоднородным кратким набором, а по-сути - тоже смысловым вектором, но только не уточняющим свойство предмета-ассоциации к букве, а фактически всестронне уточняющим восприятие самой буквы через ассоциации.

Эти вектора движения ума имеют ещё один очевидный плюс, который, впрочем, может казаться спорным - составление таких наборов ассоциаций требовало от непоготовленных испытуемых гораздо большего умственного напряжения, снижало долю подсознательной ассоциативности, но порождало более качественный продукт - прогретый двигатель работал лучше холодного - респонденты настраивались на серьёзный лад, меньше "лепили от балды" и в связи с тем, что из неизбежно возникавших в головах нескольких первичных ассоциаций нужно было выбрать одну - так проблема выбора самой качественной (любимой) ассоциации решалась самим респондентом, что исключило необходимость при анализе гадать о весе каждого из набросанных слов, их роли и случайности, как в случае, если бы испытуемые выдавали по 4-5 слов-существительных. Очевидно, что испытуемые могут выбрать не самую яркую свою ассоциацию, указать не на то свойство предмета, которое легло в основе его наименования, и, соответственно, предоставить вообще мало относящийся к делу глагол - таких примеров мы видим множество. Что ж, метод плох? Отнюдь! В вопросе сравнения множества однотипных ассоциаций существительных он повторяет стандартный - ничто не мешает рассматривать все существительные-ассоциации к одной букве и искать общее, но зато в отдельных случаях, благодаря склонностям некоторых респондннтов выдавать красочный ассоциативный рад, наличие прилагательных и глаголов приоткрывает новые возможности восприятия аналитиком материала. Кроме того, идеализируя, мы можем с надеждой спрашивать испытуемых "что есть А?", "как она выглядит?", "что она делает?" - не если это искомая заветная цель всего исследования? Расписанное противопоставление, однако, не ставит цель сталкивать различные методы опросов, а объясняет плюсы такой постановки, ведь расширение методик на пользу всем.

А

Начнём с азов, то есть с литеры А. Выписав предоставленные респондентами ассоциации для А и рассмотрев последовательно существительные, прилагательные и глаголы, предо мной возник яркий и однозначный образ родов, то есть появления на свет нового человека. Основные материки, составляющию эту семантическую планету - это понятия "открывать" (через "начинать"), "алый" (через "красный"), "круг" (через "беременность"), "схватки" (через "атаковать"). Давайте посмотрим на материал вместе...

Существительные.

Безусловным лидером является арбуз - девять плодов (! - здесь и далее "(!)" - обратите внимание). Арбуз - это круг (беременность), алый - кровь, причём алый именно внутри, имеет семена, что является отпечатком множественности мужского семени, затем, он - зреет, как зреет и плод в утробе, он связан с растением веточкой - пуповиной, наконец, мы "открываем арбуз" - как отворяются и ворота (говорят "из тех ворот, откуда и весь народ") - происходит рождение.

Далее, "акробат" - крутится - опять круг (живот) и скрюченный гуттаперчивый эмбрион, может крутиться. "Отличник" - пролаз от "круглый", тем паче, что отличник на О. И, конечно, свой ребёнок - самый лучший, как и любое своё детище вообще (дело, труд, текст или произведение искусства).

"Ор" - ппять круг О, плюс крик, сопровождающий роды.

"Абак" - счёты - круглые (!) костяшки (!) (мягкие косточки эмбриона), плюс счёт - дней беременности.

"Город" - снова понятие круга, через округу, огороженность, плюс понятие защиты для жителей - необходимость защиты плода.

"Осёл" - возможно пролаз через "круглый дурак", упрямый, своенравный - упирается - ребёночек толкается ручками-ножками, может проявлять характер, самостийность с самого рождения. Опять же, осёл на О.

"Пятно" - некоторым образом круг, следы на белье - вполне понятные. Вторично - беременность может отбросить в некоторых обстоятельствах на женщину тень.

"Голос" - связь с О, с "ор" - голосить даже лучше - так легче переварить боль. Вторично - "голый" - не в рубашке же...

"Алгебра" (дважды) - вновь подсчёты до срока.

"Ассипптота" - есть стремление, желание, крайняя недостижимая близость, как локоток. Прямая ассимптота по отношению к дуге функции есть символ руки у обременённого живота. Беременные держат руку у живота вполне естественно для контроля, нежности и защиты (как далее также естественно прижимать ребёночка к груди) - и здесь неприкосновение ассимптоты есть символ "тысячи предосторожностей".

"Циркуль" - вновь математическое, символизирует две раздвигающиеся ноги, острая игла символизирует рези, что понятно, наконец, он чертит круг (!) - это и сама беременность и сами роды - между ножек циркуля возникает круглая головка - голос!

"Альбом" - то, что раскрывают (как циркуль), читают или просматривают, а здесь - осматривают, не для увеселения, всё серьёзно. Альбом на А, но ударение на О. Вообще сама связка А-О очень важна и очевидно здесь везде - А, фактически, раздвинутые ноги и выходящая головка, а О - уже сама эта головка, но и сам живот тоже. В устной речи постоянное взаимочередование А и О (аканье, оканье), таким образом, вероятно, обретает понятную природу, освещает их общность.

"Аллея" - пролаз от "алея", то есть "краснея" - всё здесь очевидно.

"Автор" - здесь А, О, но главное - авторство - кто отец? Опять же - связь с понятием начало, зачало.

"Подъём" - толкование неочевидно, вероятно, пролаз - ПОД (низ) + ЁМ (ёмкость) - то есть нижняя ёмкость - живот, вторично - подъём теста, как материя построения булки, здесь - эмбриона.

"Праздник" - рождение ребёнка - всегда, если вдруг и не является, то всегда считается праздником. Рассмотрим побуквенно - наполненное (П) распространилось (Р) начинает (А) проникать (З) позволь (Д) отделить (Н) слабое (И) направить (К) - ну точно роды.

"Желе" - неожиданная ассоциация - некоторая зыбкость, ненадёжность, дряблость, сладость, нежность - возможно, связана с эмбрионом.

"Ангина" - покраснение внутри, ненормальное состояние горла, прямая связь с "алым", а горло - такой же контрольно-пропускной пункт, как и выход матки. Вторично, через горло, горланить, голос.

"Автомобиль" - любимая мужчинами ассоциация - символ силы, мощи и движения. Авто катится, что роднит его в этом смысле с акробатом, а колёса, простите, с арбузами. Предположительно, это мужской взгляд на роды, который выражается во вкладе (!) автора (!), а что там происходит далее - женщине видней.

"Аист" - очевидно - "приносит детей". Вторично - птица - ср. с "подъём".

"Птица" - см. выше - аист. Вторично, возможно, символ голубя, как святого духа для зачатия, "на крыльях (в клювике) приносить".

"Арбалет" - (сложно) возможно, от арба (повозка - см. автомобиль), лет - полёт (см. птица), балет (см. акробат, "болит", "полёт"). Побуквенно - начни (А) выросшее (Р) вымещать (Б) (!) лет (англ. - позволь) (или приложи (Л) сильно (Е) накрой (Т) - то есть сдави снаружи) - подходит вполне.

"Ассоциации" - ассоциация с темой задания в связи с заглавной литерой А. Невзначай содержит в первой части слова А и О.

"Человек" - есть и родитель, и рождаемый - роды есть основополагающая часть самого понятия "человек".

"Акула" - во-первых, опасность - роды всегда пугают, во-вторых, скрытая опасность - это когда акула не видна, но может появиться - это возможные скрытые проблемы, в-третьих - пасть - главное в акуле - алый (!) круг (!) с острыми (ср. со "схватки"), а "рот" её не просто круглый, но округляется, открывается. Акула может появиться, возникнуть - она настоящее воплощение А - и порождает у человека, ставшего её жертвой этот ужасный крик - А! Не дай Бог.

"Рот" - почти всё сказанное об акуле. Чёткое О. Вновь А порождает О. Также создаётся впечатление, что А и О - суть одно, только А - профиль, а О - анфас.

"Врач" - акушер - на него возлагаются все надежды, перекладывается груз ответственности. Содержит ударную и единственную А.

"Андерсен" - сказочник. Рождение - это всегда таинство, нечто волшебное, божественное.

"Клад" - скрытая ценность - не ребёночек ли в утробе? В некотором роде, он туда положен.

"Тайник" - пересечение понятий "сказка" и "клад", начиная с некоторого момента беременность перестаёт быть тайной женщины и становится очевидна, но тайной остаётся пол ребёнка.

"Начало" - очевидная функция литеры А, как открывателя алфавитного ряда. У нас начало - новая жизнь.

"Вожак" - О+А, мужское начало, лидерство, сила, воля, покорение женщины, первенство - первенец.

"Амстердам" - см. "город", "амстер дам" - что даст? Название происходит от реки Амстель... - ассоциация неочевидная.

Прилагательные.

"Акробатический" (дважды) - см. акробат.

"Алый" (трижды) и "красный" (дважды) - проходили красной линией, то есть окружностью, при рассмотрении многих существительных на А - это покраснение, кровь.

"Красивый" - свой ребёнок - самый красивый, опять же - от красный (ср. с "Красная площадь").

"Начальный" - начинать новую жизнь, активная А.

"Античное" - пролаз от "начального", фигурально, ранний, утробный период.

"Основательная, труженица" - основывать - это тоже труд, порождать.

"Аллегорический" - образно, сравнимо с рассмотренным выше "ассимптота" (похоже, но не совсем то), но с оттенком "сказки". Вся эта статья - некоторая аллегория - попытка описать абстракцию А через несколько слов, затем через много слов...

"Больной" - чёткое О, выпуклость, как отражение воспаления, ненормального состояния тела, боли. Беременность - тоже изменённое состояние организма.

"Большой" - похоже на "больной" + явное увеличение, рост живота.

"Неудобный" - с большим животом всегда неудобно, это очевидно. Да и сами роды вовсе не комфортны.

"Огромная" - О,О,А,Я (круг, круг начинаюсь я) - гипертрофированное "большой".

"Бархатный" (дважды и в связи с "арбузом"), возможно, ассоциация и красным цветом, фактурой (крупные клетки красной ткани арбуза), бахчой, осенним "бархатным" периодом - в любом случае, символ нежного прикосновения - а как ещё касаться живота беременной?

"Асинхронный" - во-первых, символ самостийности эмбриона - это самостоятельная личность, как захотел ножкой - так и толкнул, во-вторых, символ начала - нечто пришло в движение тогда, когда другое находилось в покое - выделение одного из многих - и то, и другое подходит.

"Альтернативный" - вопрос борьбы за женщину, вопрос "соперничества" сперматозоидов.

"Алчный" - алкать - хотеть, жаждать - на А, желание - стимул порождения, начала вообще, побуждение зачать сменяется желанием уже родить, затем вскормить, а чадо - алчет груди.

"Аристократичный" - изящество на А - некоторая каста, меньшинство, недоступна, как ни стремись - ср. с рассмотренным "ассимптота". Аристократия - знатный плюс властный - ср. с "вожак".

"Проклятая" (употреблена в связи с существительным "ангина") - очевидно, идёт вразрез общему ассоциативному ряду, как и "худая" (в связке с "рот открывает") - но в случае с худая речь может идти о родившемся ребёнке - открывает рот подобно птенцам.

"Артистичный" (употреблено с "арбуз", глагол не назван) - сложная ассоциация, но читаем - распространи (АР) стиснутую (ТИСТИ) часть (Ч) отделить (Н) по ту сторону (Ы) следует (Ы).

"Автомобильный" - см. "автомобиль".

"Тупой" (употреблено с "аист ... летит") - см. "осёл". Если острое в этой статье мы уподобляли резям, то тупое логично уподобить головке малыша - она хоть и мягкая, сжимается, но всё же не острая. Ассоциация слабо вписывается в общую картину.

"Глупые" (употреблено вместе с "ассоциации") - очевидно, это отражает отношение респондента к самому опросу, а не к А. Вероятно, и "тупой" - той же природы. Второй вариант - восприятие респондентом мира несовершенным, самоутверждение за счёт развешивания ярлыков "глупый", "тупой" налево и направо.

"Чёрное, белые, бежевый" (в связи с пятнами) - такой зрительный образ - назначить ему практическое отражение не просто, слишком многозначно... Образ выражает контраст, что уже находило отражение в "асинхронный", "артистичный", "аристократичный" - но это совсем не строго...

"Оранжевый" - близко к красному, да не то. Рыжий - признак опять же особенности, обособленности ("что я, рыжий что ли?") - см. "аристократичный". Беременная женщина сразу выделяется, а её плод - обособлен и в этом некотором смысле - он рыжий, пока не как все дети.

"Крикливый" - см. "ор".

"Светлый" - очевидно, от "радостный", но и от свет-цвет.

"Спрятанное" - эмбрион, см "клад".

"Маркетинговый" - коммерческая сторона по отношению к А не вполне очевидна, предположительно, это рождение (!) товара (задумка, анализ рынка, продвижение) - похоже на роды.

Глаголы.

"Атаковать" - мужское, как уже упоминалось, начало, борьба за женщину. Ассоциативно к родам через "схватки".

"Бегать" (дважды), "ездить" см. "атаковать", "автомобиль".

"Читать" - ударная А, ассоциация неочевидна, ближайшее из рассмотренного, пожалуй, "врач". Сбор информации - это годится всегда и ко всему - нейтральная ассоциация с накопительным (! (беременность)) оттенком.

"Алеть" (дважды) - см. "алый".

"Петь" (дважды) - см. "голос", "ор", "горло", "праздник".

"Зреет" (дважды) - без комментариев - к родам.

"Антагонист" - см. "альтернативный", "рыжий", "аристократичный".

"Ахать" - как, кстати, и охать - испытывать "неудобство", боль - роды.

"Трясли" - ассоциация вразрез взгляда на "беременность", но близка родам, если роженица теряет сознание. Вторичное - от "потрясение" - сильное переживание, подходит.

"Накрыла" - см. "тайный", "больной". Вторично - накрыть - значит укутать в одеяло - забота о плоде.

"Вставать" - см. "начало", но строго говоря, рожать - как раз наоборот, ложиться.

"Лежит" - а вот и "лежать" - ближе к родам, но видим, что каждому своё - в опросе глаголы, как и предполагалось, самые отдалённые и разбросанные ассоциации - могут быть вместе "лежать, сидеть, стоять, идти и бежать". Можно говорить о таком свойстве каждой конкретной ассоциации, как "подвижность". Журавлёвым такой фактор (шкала) применительно к каждому звуку давно определён, и в пересчёте на всё слово - тоже. Таким образом для троек, построенных по принципу "существительное - ассоциация к звуку, в прилагательное и глагол - ассоциации к этому существительному", можно проверять подвижность существительного по Журавлёву и сравнивать с подвижностью приведённого глагола, как логически, так и через пропускание этого глагола через "шкалирование" тоже.

"Летит" - см. "птица".

"Стреляет" (употреблено с "арбалет") - к родам подходит едва ли - слишком он медленные по сравнению с выстрелом, подходит к описанию боли - "прострел", что, вроде, не вполне характерно. Но вновь подходит к мужскому участию в процессе зачатия.

"Делаю" - подходит ко всему, кроме бездействия - слишком нейтральная ассоциация.

"Орать" - см. "ор".

"Катиться" - см. "ездить", "арбуз".

"Красит" - см. "красный".

"Карать" - см. "проклятая", но, вероятно, просто глагол с двумя А. К родам не подходит, если они удачны.

"Открывает" - см. "рот", "акула", "циркуль".

"Апроксимировать" - см. "ассимптота", "алгебра", "врач" - вообще, это то, чем я сейчас занимался - усреднял, упрощал, приближал, притягивал за уши - аппроксимировал.

СПАСИБО прочитавшим за внимание к нашему родному слову и моим потугам в этой связи))

phonosemantics

Previous post Next post
Up