Jun 07, 2011 11:06
Дорогие друзья! Помните, мы с вами думали о буковках, занимаясь, ни больше ни меньше, наивной буквосемантикой. Бесполезное, но интересное занятие. Предлагаю вам ещё немного пищи для размышлений на подобную тему.
Мне кажется, что настала пора вернуться к началу мыслей о смысле в слове, к истоку, к семени. В сто первый раз посмотреть на смысл естественный, данный нам самим языком. Попытаться решить пусть очень скромную задачу, но максимально верно её решить.
Вы, конечно, догадываетесь, что толковать слова можно как буквосемантикой, так и слогосемантикой. Известны любители, нашедшие себя в том или ином подходе. Я всегда занимался буквой (здесь мы не будем касаться темы отличия буквосемантики от фоносемантики). Это сложнее, это системнее, но точнее ли? Особенность слогосемантики в том, что есть часто употребляемые сочетания типа СГ (согласный+гласный), а есть единичные. Как работать с единичными представителями таких сочетаний? (Это подобно нахождению скелета нового динозавра, но, увы, неполному по составу) То есть как определить их значения? А буквосемантика свободна от этой "сложности". Тем не менее, почему не попробовать исследовать слог? А там видно будет.
Вернёмся к семени. Семя - сей (се) меня (мя). Хорошо. Да ничего хорошего. Почему нас не устраивает СЕ - сеять? Потому, что в словах серп, осень, все, север, сено, сеть, село, селить, сесть, сера, сеча, седина, середина - тема посева выглядит натяжкой. Конечно, поселиться - это пустить корни, но серп, как известно, производит обратное действие. А серп важен. Ибо форма С - есть изображение серпа. Серп и сеча отсекают, сено - отсечённое. Семя тоже отделяется от материнского растения. Осенью опадает листва. Отделиться - это хорошо, но очень общо. Если человек сел на стул, разве он отделился? Седина - ещё не облысение, а осень - не смерть. Есть ещё середина. Да и село - среднее по размеру поселение. Итак, уже имеем значения: сеять, отделять, середина. Приходит на ум вполне логичная картина - люди становятся родителями в середине жизни. То есть СЕ - это самый сок, пик. И именно на пике природа велит сажать семя. Что касается сидения на стуле - то это промежуточный этап между положениями стоя и лежа. С другой стороны, срезают колосья, когда они поспели. Но это не конец жизни растения. Просто человек решил, что его пора употребить. То есть СЕ - это некий "час икс" или "время ч". Я предлагаю рабочую версию "ПОРА" (в смысле "приступим", "начнём").
А вот слово "север" - он скорее пик, нежели середина. Severity (англ) - суровый. Я бы прочитал это составное слово "СЕ веры". Вот только что же это должно произойти с верой? Уж не испытание ли? Нет, хоть и красиво звучит. Серп не испытывает стебель. Но здесь впору вспомнить, что серп состоит ещё и из букв РП, а какова их роль - в данном мини-исследовании не ясно. Можно предположить, что "север" - "себе верный". Серп тоже позволяет присвоить. Осень - время сбора плодов - та же жатва. Седина - время подведения итогов. Так что же СЕ: середина или конец, присваивать или отделять?
Слова сердце и сердиться - тоже нам по теме. Сердце - это пример, когда напор жизненно необходим. Плохо то, что слова эти длинные - из них трудно выделить суть СЕ. Короткое слово "сеть" - задерживает рыбу, начиная с некоторого определённого размера (отсюда вроде очевидно, что ТЬ - фиксировать, хотя столько глаголов-подвижек на ТЬ...) Итак, о "поре" - не "зрелость" ли СЕ? С её сединой, жатвой. Английское "пол" - sex - тоже связано с созреванием, ибо именно половая функция, в отличие от питания, кровообращения и др., созревает. Выходит, север - "зрелость веры". Или "зрелость верная", то есть гарантированная. Но и для тех, кто живёт на севере, тоже есть север. Ещё севернее. Если СЕ - конец, то север - "верная смерть". Но ведь семя-то - жизнь... Вот такая загадка.
А какие у вас, друзья, возникли мысли на этот счёт?
phonosemantics