Друзья, мне хочется поделиться с вами идеей способа толкования слов. Этот способ зародился во мне как неудавшаяся попытка увидеть в буквах элементы микроэлектронных схем. Проще говоря, каждая буква должна как-то воздействовать на "сигнал" (увеличивать мощность, накапливать, заземлять, делить, фильтровать - всё что угодно), в результате чего будет очевидно, как слово "работает". Мне, как обычно, пришёл в ум примитивизм. Поэтому, прошу не рассматривать предлагаемую идею серьёзно. Вообще, любое толкование есть проза, а красивое толкование - поэзия. Толкование даёт почву для альтернативного взгляда. Предлагаемый способ мною ещё глубоко не разрабатывался (и неизвестно, будет ли), но принципы я всё же хочу изложить - это сможет сделать и каждый самостоятельно при желании. Я назвал этот метод толковать "Путь любви".
Рассматривать графику букв?..
- это ничего не значащие условности, постоянно меняющиеся значки. Факторы против - реформы данного языка и различные виды написания одной и той же буквы, различные наборы алфавитов разных языков, правила чтения (несоответствие написания и произношения), чередования - все эти проблемы букво- (или фоно- - как угодно) семантики плюс новые проблемы в связи с условностями и вариантами графики. Да. Всё так. Поэтому прошу отнестись к методу с улыбкой - это ненаучный, а занимательный опыт. Александр Печёнкин рассматривал графику букв, многие люди в той или иной степени об этом задумывались. Согласитесь, можно игнорировать тот факт, что мы неминуемо воспринимаем слова вместе с их графическим представлением, но зачем? Образы, символы (и буквы, в частности) могут влиять и влияют на нас. Вопрос в степени этого влияния - и это оправдывает саму мысль заниматься толкованиями по форме букв. Каждый знает, как выглядит шар - он круглый, объёмный. Но он ещё выглядит и так: "ШАР". А как выглядит согласие - слово "да"? Но эти две буковки прочно сидят в наборе зрительных образов. Любая система толкования должна отвечать на вопрос: что общего у "да" и "ад"? Толкования подобных пар должны иллюстрировать системность и корректрость подхода. Так в чём же идея "пути любви"?
Идея проста. Она отталкивается от взгляда на букву Л, как на объединение двух путей, если восходить снизу вверх, и разделение дорожки на две, если опускаться. Для примера, берём букву Б. Допустим, идём сверху - натыкаемся на препятствие (горизонтальная черта). Есть ли решение? Да есть путь дальше - вертикальная черта справа относительно хода движения. То есть правый, правильный путь ведёт к нижнему полукругу в букве Б, который можно толковать как ёмкость, бонус. Попробуем обратный путь снизу вверх. Имеем нечто. И если пойти левым путём, то упрёмся (в горизонталь) - то есть левый (неправедный, неправильный) путь не приведёт к чему-либо хорошему. Так можно рассматривать слова, букву за буквой. Очевидно, длинные слова так толковать смысла нет. Так какие же мы имеем варианты?
1) Направление чтения (толкования). Снизу вверх, сверху вниз, слева направо, справа налево. Здесь уместно обратить внимание на симметрию некоторых букв - в различных вариантах будет наблюдаться или индифферентность относительно направления толкования и/или правильности пути (одинаковые результаты для левого и правого пути). Как выбрать направление? Ведь результаты могут быть противоположными, как уже иллюстрировалось с "Л". Можно предложить, например, такой критерий. Если что-то протекает естественно, по течению - одно направление, а если это волевое движение против шерсти - обратное. Но что естественно? Для капли дождя естественно падать (направление вниз), а для человека - расти (вверх). Таким образом, видимо, нужно определить действительное направление толкуемого объекта или прогнозировать последствия для всех вариантов. Также очевидно, что часть букв легче понять, рассматривая их вертикально (Л, И, М), часть - горизонтально (С, З), часть букв легко восприминается в любом направлении (О, Н, Е, Ш). Например, Е при вертикальном чтении - три препятствия, испытания и правый или левый путь их преодолеть (в зависимости от того сверху или снизу мы идём). При горизонтатьном чтении слева направо - это преграда и три варианта пути (иногда средний рисуют с чёрточкой - как бы тупичок). В обратную сторону - все три пути (то есть любой путь) тупиковые (или, скажем, проблемы не избежать). Наконец, не ясно, как организовать вертикальное чтение снизу вверх и горизонтальное справа налево с точки зрения порядка букв - следует ли "читать" слово задом наперёд. То есть обратный путь для слов "ЯМА" и "АМЯ" различен.
2) Толкование линий. Линии вдоль направления чтения (толкования) можно принять за путь. Бывает один, два или три пути. Правильный (правый), неправедный (левый) и прямой (средний), возможно, короткий путь (особенности начертания Е, Ш). Восприятие правильности пути - вопрос контекста. Вообще любое толкование "от и до" - есть авторский вариант, субъективная догадка, а не канон. Творческий подход, интуиция - вот зыбкая основа красивого толкования. Далее. Перпендикулярные линии - это этапы, ступени, препятствия, тупики. Чёрточки и хвостики в Д, Т, Ц, Щ - крайне неоднозначны. При вертикальном чтении они напоминают зачатки "выхода из положения", а при горизонтальном чтении - внешнее воздействие или уход с пути. Круги и полукруги - это ёмкости (собственность, достижение, ресурс и пр.) или циклы (движение по кругу, повторы). Дуги - вероятно, кривая дорожка, обход, разворот, ловушка-сосуд (тупик со стенками), забор - в зависимости от направления. Отдельно нужно отметить тот факт, что буквы могут сливаться, образовывать "железнодорожный" путь, например "ПИК" при вертикальном прочтении - правый путь не прерывается. Но куда чаще будут различные нестыковки. Объяснить их - задача толкователя.
Интересно взглянуть на букву Я в вертикальном варианте. Восходящий: двое объединились и сотворили меня (полукруг); нисходящий: собственность порождает раздор. Вот такая простенькая система толкования с сомнительными механизмами и перспективами. Но её можно пробовать использовать, как и любую другую систему толкований. Была бы охота. Возможно, я сам когда-нибудь попробую применить предложенный путь, названный мной в честь буквы Л "Путём любви".