В июле 2011 г. в серии 32 ПОЛОСЫ вышел поэтический сборник Евгения Степанова «Поколение».
Евгений Степанов (г. р. 1964) - московский литератор, издатель, автор многочисленных книг и публикаций. Он широко известен как поэт-авангардист, мастер заумной, палиндромической, верлибрической поэзии. Однако в книге «Поколение» собраны его силлабо-тонические, сугубо традиционные произведения, написанные в разные годы. По словам поэта, это итоговая книга за тридцать лет участия в литературном процессе.
Евгений Степанов - Президент Союза писателей ХХI века, кандидат филологических наук, главный редактор журналов «Дети Ра», «Зинзивер», «Футурум АРТ» и других изданий. Живет в Москве.
Подробней об авторе «Поколения»...
Евгений Викторович Степанов - президент Союза писателей ХХI века.
Член Президиума МГО СП России, Союза писателей Москвы, Пен-Клуба, Правления Союза литераторов России.
Генеральный директор Холдинга «Вест-Консалтинг». Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института в 1986 году по специальности «французский и немецкий языки», Университет христианского образования в Женеве в 1992 году, экономический факультет Чувашского государственного университета в 2004 году по специальности «финансы и кредит» и аспирантуру факультета журналистики МГУ в 2004 году. Кандидат филологических наук. Докторант РГГУ (кафедра теоретической и исторической поэтики, тема диссертации посвящена современной русской поэзии). Поэт, прозаик, литературный критик, издатель, культуролог, экономист. Читал лекции в университетах России, США, Швейцарии, Финляндии, Румынии и многих других стран.
Издатель-главный редактор журналов «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Зинзивер» (Санкт-Петербург), газет «Литературные известия» и «Поэтоград», Интернет-издания «Персона ПЛЮС». Соиздатель и заместитель главного редактора журнала «Крещатик».
Почетный гражданин штата Кентукки (США). Лауреат Отметины имени Отца русского футуризма Д. Д. Бурлюка и международного фестиваля FEED BACK (Румыния).
Фонд имени В. П. Астафьева (Красноярск) признал Евгения Степанова в 2008 году в числе 11 лучших писателей России.
Работал в газетах «Семья», «Совершенно секретно», «Ступени», «Век», «Крестьянская Россия», журналах «Огонек», «Мы», «Столица», «Трезвость и культура» и других.
Как поэт, прозаик, критик, мемуарист, интервьюер печатался в журналах, альманахах и газетах: «Дети Ра», «Крещатик», «Знамя», «Дружба народов», «День поэзии», «Поэзия», «День и Ночь» (Красноярск), «Вопросы литературы», «Литературная учеба», «Юность», «Сельская молодежь», «Дружба», «Студенческий меридиан», «Слово», «Новый берег», «Журнал ПОэтов», «Членский журнал» (Нью-Йорк), «Столица», «Российский колокол», «АКТ» (Санкт-Петербург), «Черновик» (Нью-Йорк), «Литературная газета», «Литературные известия», «Литературная Россия», «Поэтоград», «Ex libris НГ», «Новое русское слово» (Нью-Йорк), «Собеседник», «Совершенно секретно», «Семья», «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Московский комсомолец» и во многих других. Автор нескольких книг стихов, прозы, вышедших в России и за рубежом, а также культурологических монографий «Плакаты Госстраха как социокультурное явление» (М., 2003), «Карманные календари Госстраха» (М., 2004), «Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция» (М., 2006). Переведен на английский, французский, немецкий, румынский, болгарский, венгерский языки.
ПОКОЛЕНИЕ
(Книга стихотворений)
ПРОШЛЫЙ ВЕК
ТВОЯ ПРОВИНЦИЯ
Э. С. Зенченковой
синематограф клуб два книжных магазина
печальный коленкор - провинциальный быт
но где ты осознал что в мире есть рябина
но где ты услыхал напевы аонид
хроническая грязь извечные попутки
в автобусах смурных грызня и толкотня
но где к тебе друзья точно девчонки чутки
но где тебе дано взобраться на коня
1984
Рассказово
КУСКОВО. СНОВА ОКТЯБРЬ
не видно чтоб выросло дерево пышек
не слышно чтоб жили в пруду осетры
лишь топают листья как жирные мыши
спешащие в крепость бетонной норы
я снова изгой ибо рад быть изгоем
пусть нету друзей пусть один на юру
пусть время опять на дворе неблагое
а мне и такое пришлось ко двору
1987
Вешняки
* * * С. Бирюкову
Здесь времечко напоминает слепнями покрытую клячу.
Здесь вечные гости плетут не корзинки, увы, - чепуху.
Но учит провинция тихому, горькому-горькому плачу.
И есть априорное мненье: провинция учит стиху.
И есть занимательный факт: провинция учит полету
Над пропастью въедливых и намагниченных мелочей.
А также дарует возможность (порою и мне, стихоплету)
Наслушаться не депутатских, а ясных небесных речей.
1982 - 2011
Рассказово
СЕЛЬСКИЕ ЭТЮДЫ
1
Худые сельские вороны
Кружат над головой моей.
Они ко мне неблагосклонны.
И каркают все злей и злей.
2
Вот наша развалюха школа.
Вот я - зеленый педагог.
Вот дети-изверги. Вот соло
Поет трагически бычок
У школы. Мне довольно тяжко.
Но отчего в иные дни
Мне кажется, что я сродни
Земле печальной, как дворняжка?
НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТЬЕ
* * *
очень трудная работа
на земле холодной жить
отчего же неохота
очи ясные смежить
отчего же так охота
и смеяться и смешить
отчего же неохота
очи ясные смежить
жить и жить бы размножаться
умываться бы росой
и нисколько не пужаться
злобной тетеньки с косой
18.11.2007
ст. Удельная
* * *
превратились года в головешки
очень быстро видать селяви
на какой-то малюсенькой флешке
уместились мыслишки мои
подождите ведь я еще мальчик
я еще в непорочной поре
я гоняю резиновый мячик
на кусковском родном пустыре
подождите ведь мы еще с братом
не доделали маленький плот
и вигвам не воздвигли за мкадом
подождите но время не ждет
15.08.2009
ст. Удельная
* * *
время безжалостней сути садиста
так что не будем пенять
надо бы жить лет наверное триста
чтобы хоть что-то понять
чтобы освоить какое-то дело
чтобы скопить капитал
чтобы душа наконец повзрослела
чтобы я в космос слетал
чтобы глаза точно рампа лучились
чтобы прозрели верхи
чтобы стихи у меня получились
чтобы сложились стихи
31.08.2008
ст. Удельная
* * *
хорошо бы жить в лесу
и не знать прогресса
понимая как дерсу
все законы леса
хорошо бы к небесам
обращая взоры
две-три строчки написать
выше чем заборы
на николиной горе
в жуковке-барвихе
хорошо бы в гости пре-
лестные чувихи
приезжали и опять
уезжали с богом
хорошо бы написать
написать о многом
о любви и нелюбви
жалящей жестоко
о друзьях что полегли
в землю раньше срока
о далеком далеке
реках-океанах
о районном городке
и заморских странах
хорошо бы чтоб и впредь
пели свиристели
хорошо бы умереть
в собственной постели
23.01.2006
Большой Знаменский переулок
* * *
червякам на закусь
к черному вину
в землю закопаюсь
отдохну
стану удобрением
а потом сосной
небо с упоением
подопру спиной
от дождя и града
в смешанном лесу
путника как брата
ветками спасу
мир един едины
человек и лес
комья рыжей глины
синь небес
8.04.2006
Есенинский бульвар
* * *
дожил дурак дураком до седин
нынче один вроде анахорета
а вместо водочки валокордин
а вместо девочек муть интернета
вот ведь какая настала пора
вот ведь какая скажи незадача
если сумел дотянуть до утра
значит тебе улыбнулась удача
четко работает почта небес
сердце колотится точно в аврале
видно архангелы шлют sms
лучше бы все-таки не присылали
ст. Удельная
23.02.2009
В "Независимой газете" от 15 марта 2012 года на книгу «Поколение» Евгения Степанова вышла рецензия
Э. СОКОЛЬСКОГО
Эмиль СОКОЛЬСКИЙ
СПОКОЙНО, НИКАКИХ ИСТЕРИК!
Стихи Евгения Степанова - вдумчивый разговор с самим собой, непрестанно длящийся дневник его жизни; они всегда живые, неуспокоенные и, как правило, додуманные и дочувствованные. Погружённый в круговерть напряжённой социальной жизни, поэт всеми силами старается сохранить в ней своё лучшее «я» - независимость, свободу, внутреннее равновесие, душевную чистоту и - хотя бы в редкие минуты - тишину; недаром итоговый сборник «Поколение» начинается с «тихих» провинциальных впечатлений юности: именно в тамбовской глубинке автор «осознал, что в мире есть рябина» и «услыхал напевы аонид». Рассудочно-сентиментальный характер этих признаний выдаёт жителя мегаполиса: только на расстоянии от жизни в районном городке можно прийти к выводу, что «провинция учит стиху». И кто, как не коренной москвич (то есть сам Степанов), способен «со знанием дела» и с бодрой самоиронией написать о вокзальной толчее «разноязыкой толпы»:
Но ни минуты ни одной
Не раздражался на толпу я.
Поскольку сам я был толпой,
Сам всех толкал напропалую.
Или прочувствовать и выразить остроту мимолётной грусти, которая случилась на эскалаторе метро:
Кто-то увидал
Два зрачка родных.
Больше никогда
Не увидит их.
Примечательно, что спешка, суета, житейская круговерть нисколько не влияют на стиховой темп степановских строк. Стих словно сопротивляется нервному пульсу большого города, скачущей череде повседневных забот, неизбежным эмоциональным всплескам; он ритмически организован и подчинён опрятной рифмовке (в книге собраны исключительно традиционные произведения). Голос поэта - спокойный, иногда немного усталый, с оттенком когда запоздалого сожаления, когда сдержанной насмешливости, - всегда произносит нечто немногословное и, как правило, парадоксальное (что особенно относится к зачастую непредсказуемым концовкам). По сути, каждое стихотворение Степанова - своего рода попытка оглянуться, осмыслить вчерашнее, сегодняшнее и, конечно, бросить взгляд в завтрашний день; и дело вовсе не в том, что прогнозы автора звучат на печальных нотах, а в том, что автор сохраняет пусть и не слишком воодушевлённый, но решительный и даже упрямо-деловитый настрой:
попросить больше некого только Его
который на небе всевидящее Божество
но у него таковских как я навалом
впрочем я не печалюсь я стал бывалым
умотать больше некуда только туда
откуда назад не желают идти поезда
и суда не желают идти и летать еропланы
впрочем я не печалюсь другие планы
Я не случайно сказал о деловитости (отсюда, кстати, и немногословность, сведение высказывания к самому главному). Стихи Евгения Степанова, о чём бы ни говорил автор, предметны, в каждом пульсирует жизнь, бьётся живая, конкретная мысль; разговорная речь настойчиво перебивает литературную, притом нисколько не нарушаются упругий ритм, ровное дыхание, не скрадываются и выразительные паузы (в которых поэт, будто бы не переводя дыхание, продолжает двигаться от слова к слову). Отсюда - неслучайность любой строчки: каждая - на виду. Ситуация рискованная: один неверный звук, и стихотворение может быть погублено. Степанов идёт на риск - он верит в свои силы. А если веришь в свои силы, то возможность неудачи ничтожна, если вообще не сводится к нулю.
Как многие современные поэты, Степанов часто пользуется строчными буквами. Они усиливают ощущение того, что стихи его - не сочинённые, но словно рождённые сами по себе, из ниоткуда. Они - самоустранение поэта из напряжённого поля извечных проблем, социальных игр, и если у других строчные буквы - тут и там признак безответственности, ослабления поэтического нерва, самовлюблённой нечувствительности к миру, то у Степанова - залог искренности (в своих стихах, предельно откровенных, он никогда не смотрится в зеркало) и обращённости к миру.
Жизнь для Степанова - не повод для радости, скорее, - испытание на прочность («судьбе невозможно перечить / получается так: жизни не будет иной», «здесь доллар правит, как наган», действуют «законы выживания / и правила морали»). Жизнь приучила поэта к неуязвимости, к неприятию многого всерьёз, недаром даже в самых грустно-исповедальных стихах как бы между прочим выступает невесёлый юмор:
Я навьючен словно верблюд тюками
тюками контрактов проблем - напасть
я поддерживаю сердце руками
иначе оно может упасть
двадцать лет кряду - офис работа
галстук точно удавка сорочка пиджак
и хочу как мюнхгаузен вытащить себя из болота
вытащить себя из болота я не могу никак
Я думаю, что здесь автор всё же поэтически драматизирует картину: ничего подобного - вытаскивает, справляется. И пишет стихи, оставаясь поэтом и воином - «сам с собой ведущим войну».
Это не просто красивая мудрая фраза. Без выяснения отношений с самим собой, постоянной потребности в подведении итогов Степанов немыслим. «Себя на собственном суде / Сужу - / Нет горше приговора»; «главное, чтобы осталась чиста / совесть - да вот не осталась», - таким признаниями не щеголяют ради красного словца. И если поэт склоняется к самооправданию - мол, пусть и многогрешен, но всё же выполнил Божии наказы, -
Не подался в нувориши,
Не предал свободных крыл.
Что ниспосылалось Свыше -
Я в земельку не зарыл, -
то, пожалуй, для того, чтобы «выровнять» линии своего жизненного пути, боясь лишь одного: «быть побеждённым сатаной - как иуда».
совесть зубастая рыба пиранья
гложет меня как быка
нет не кончается ночь покаянья
длинная точно река
Поэзия Степанова - поэзия уединения, она рождается словно при закрытых дверях, занавешенных окнах, при настольной лампе и зажжённом камине; тогда и вырывается сокровенное, наболевшее: «не всё, что имею - отдал», «и только горькое - простите! - / я вымолвить могу другим», «спасибо жизнь за то что дадена / спасибо и друзья и вороги»…
я покаюсь за спешку стихи и грехи
я засну как трёхлетний мальчонка
и приснится деревня поют петухи
петухи кукарекают звонко
Пожалуй, поэзия - главное, что есть у Степанова в жизни. Как, впрочем, у любого настоящего поэта, ведь стихами, вдохновением, которое рождает стихи, продолжается, сохраняется его истинная жизнь, - жизнь, которая, в сущности, и должна быть вдохновенной.
спокойно
никаких истерик
историк самого себя
живу - не смят и не растерян -
и не влюбляясь а любя
Жизнь как вдохновение, любовь - как её единственный смысл. На том держится поэзия Евгения Степанова.
Эмиль Сокольский