Леонид ГРИГОРЬЯН
Коренной ростовчанин, родился 27 декабря 1929 года (1929 - 2010). Окончил романо-германское отделение филфака РГУ, тридцать пять лет проработал заведующим курса латинского языка в Ростовском мединституте.
Автор шестнадцати поэтических сборников, переводил армянских и французских поэтов, прозу А. Камю, Г. Шевалье, Ж.-П. Сартра.
Как поэт Леонид Григорьян известен читающей публике с 1966 года - публикации в журналах «Новый мир», «Дон», «Звезда», «Юность», «Дружба народов», «Литературная Армения», «Знамя», «Нева», «Москва», «Аврора», «Радуга», «Грани» (Германия), «Новый журнал» (США)…
Член Союза российских писателей.
Леонид Григорьян
* * *
Слышишь, тебя зовут? - Значит, пришла пора.
Кто-то тебя извлёк, будто реликт спецхрана.
А на помосте всё те же тычутся тенора,
Тучные баритоны, крашеные сопрано.
В этой блудливой толпе нет ничего твоего,
В этом тексте ты вроде ляпсуса-опечатки.
Но почему-то затянут в шумное торжество
Нерасчлененной массы, пустопорожней клетчатки.
Сделаешь робкий шаг лестницей без перил
И, отстранив попутно конферансье-шалопая,
«Ну и так далее», - скажешь, как Хлебников говорил,
Речь свою обрывая и в темноту отступая...
Фрагмент статьи, посвящённой 80-летнему юбилею поэта (2009 г.)
Своим землякам - культурной прослойке Ростова и более века назад слившейся с нашим городом в единую административную единицу Нахичевани-на-Дону Григорьян известен как колоритнейшая личность, вольнодумец, жизнелюб, конструктивный оппозиционер всему косному, тлетворному, подлинный российский интеллигент по мировоззрению и неустанной заинтересованности в судьбах человечества и страны. Григорьян - артист в самом широком смысле этого слова, что явственно сказывается в плодотворном и долголетнем литературном творчестве юбиляра: всякая новая журнальная публикация или поэтическая книга Григорьяна - театр одного актёра, моноспектакль, в котором зритель, стремительно увлечённый богатством поэтических интонаций, логичным и представленным в нескольких ракурсах развитием идеи, под влиянием магии искусства вместе с автором всякий раз проживает фрагмент жизни, где в парадоксальном единении развиваются по законам жанра трагедия и фарс, слепляются, не смешиваясь, смех и слёзы.
Высокий штиль - и точно, со вкусом подобранные вульгаризмы, неожиданные метафоры - и традиционные классические стихотворные размеры, прозрачные полутона - и обескураживающие контрасты образов. Да-да: смех и слёзы. Высокая игра и грубое шутовство: «Тот Некто за чертой - теперь уже никто, / Сведённый до нуля стараньем лет и правил. / Но первое «зачем?», но первое «за что?», / Но первое «почто отрёкся и оставил?»!..», и рядом: «Когда откину тапочки и в ящик / Сыграю, покидая свой приют…»
Всё в поэтическом пространстве Григорьяна протекает как и в бытии человеческом, но сконцентрированно, спрессованно - до объёма нескольких стихотворных строф, при подробном рассмотрении поражающих изощрённым техническим мастерством, общей культурой письма, способностью автора достоверно выразить в музыке стиха проникновенную интонацию и нюансы душевного состояния.
Независимость и точность поэтического мышления, неприкрытая склонность к «неугождению властям», остроумие, природный артистизм - всё это на фоне царящего в советский период засилья компропаганды, подменяющей реальный литпроцесс, позволили этой феноменальной личности стать подлинным духовным лидером в интеллектуальной среде Ростова-на-Дону.
Нина Огнева, 2009 г.