Оригинал из архива
«Основа всей жизни человека - ритм, данный каждому его природным дыханием».
Константин Станиславский.
Музыка, поэзия - все это подчинено определенным ритмам, ритмам, которые способны нас завораживать. И ритмы здесь выражаются в некоторых временных промежутках. Почему одни из них на нас действуют, а к другим мы можем быть равнодушны - это загадка, которую еще никто не смог разгадать.
«Каждый пишет, что он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить…
Так природа захотела.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить».
Булат Окуджава.
Но не только в музыке и стихотворениях воздействует на нас магия ритма. Как это ни странно, но ритмическое построение кадра завораживает нас и в фотографии. Но как же так? Если ритм для музыки и поэзии - временная организация элементов произведения, как мы можем сопоставить это определение с фотографическим искусством?
Мне кажется, что зависимость здесь прямо пропорциональная.
В фотографии ритмическая картинка создается при помощи определенной организации линий, световых и цветовых пятен, а также объектов. И наш взгляд останавливается на них, затем переходит от одного к другому, блуждает, направляется ими, а тем временем в нашем воображении появляется общая картина.
Именно ритм, создавая ощущение организованности изображения определенным образом, помогает нам увидеть и ощутить протяженность снимаемого объекта в пространстве и времени.
Чтобы не изобретать велосипед, предлагаю остановиться на определении понятия ритма, который дает в своей книге «Беседы о фотомастерстве» Л.П.Дыко:
«Под ритмом в произведении искусства мы понимаем закономерное чередование композиционных элементов, их повторяемость через определенные промежутки, порядок их сочетания».
Интересно, что не очень удачные по композиционному решению произведения обычно не имеют ритмической структуры. А в тех, что затрагивают зрителя, заставляют всматриваться и надолго приковывают взгляд, очень часто можно встретить ритмические повторы элементов композиции, линий, световых и теневых рисунков.
Ритмический рисунок кадра помогает фотографу более четко отобразить свой замысел, а зрителю осмыслить и принять его. Предлагаю перейти к подборке фотографий и рассмотреть различные варианты применения ритмического построения изображения.
Рассматривая, учтите, что ритм иногда выступает всего лишь в роли фона для основной композиции, например, для портрета. Но порой он становится главным действующим лицом, можно сказать, что на нем держится вся картинка.
Частенько он скромно сопровождает основную композицию, подчеркивая ее и помогая другим выразительным средствам отлично справиться с задачей.
Главное, что ритм никогда никому не мешает. Ищите в окружающей действительности свои ритмы, именно те, что отвечают вашему внутреннему камертону. Запоминайте места и время, когда там можно поймать подходящий свет. Переносите их в свои кадры, экспериментируйте.
И кто знает, быть может, именно вы поразите мир очередным шедевром.
Кристофер Андерсон.
Анри Картье-Брессон.
Анри Картье-Брессон.
Анри Картье-Брессон.
Анри Картье-Брессон.
Александр Родченко.
Александр Родченко.
Александр Родченко.
Александр Родченко.
Элиотт Эрвитт.
Элиотт Эрвитт.
Элиотт Эрвитт.
Элиотт Эрвитт.
Ансел Адамс.
Ансел Адамс.
Ансел Адамс.
Ансел Адамс.
Суже Эммануэль.
Андре Кертеc.
Андре Кертеc.
Андре Кертеc.
Анзор Бухарский.
Анзор Бухарский.
Анзор Бухарский.
Анзор Бухарский.
Федор Савинцев.
Федор Савинцев.
Дима Зверев.
Дима Зверев.
Дима Зверев.
Дима Зверев.
Дима Зверев.
Дима Зверев.
Татьяна Плешкова.
Влад Соколовский.
Страница "30 Day Photo" на
Facebook. Группа "30 Day Photo" во
ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на
Facebook.