Интервью | Вячеслав Ковалевич

Oct 28, 2016 10:00

Вячеслав Ковалевич создатель проекта «Фотоквартирник» (2009-2010 годы) и PhotoTalk, один из основателей фестиваля экспериментальной поэзии «Experiences» и куратор фотопроекта фестиваля в 2011 году. Первая персональная выставка «В состоянии постижения» прошла в галерее «Рахманинов дворик», Санкт-Петербург, в 2013 году. Участвовал в таких коллективных выставках как: Вторая международная триеннале графики «Реалии и фантасмагории XXI века» (Санкт-Петербург, 2013), отчётная выставка Новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников России (Новосибирск, ГЦИИ, 2014), «КОТОкомбы» (Кемерово, 2014) и других. Персональная выставка "Берег города" состоялась в Новосибирске в феврале 2016 года. Фотографии Вячеслава Ковалевича в соцсетях: ВКонтакте, Инстаграм.






Вы фотографируете с 2011. Почему Вам потребовалось освоить визуальный язык, неужели было мало поэтического (литературного)? Для Вас поэзия похожа на фотографию?

Каждый год, задаваясь вопросом: "Когда же я начал фотографировать действительно - осмысленно?" - я отодвигаю этот момент ближе к настоящему времени. То есть, отвечая сегодня, честнее будет сказать: "Вчера". А завтра - будет "Сегодня".

В том самом 2011 году, один известный Новосибирский поэт, преподаватель не только поэзии, но и физики, не сдержался и высказался: "Слава, вы хороший фотограф, но во всём остальном, простите, графоман". При всём моём уважении, в литературе он понимает куда больше, чем в фотографии.

В 2016 году, подготавливая выставку "Берег города", я "вдруг" выяснил, что заложенные идеи в моих снимках не считываются даже людьми, хорошо меня знающими. Ты пытаешься, говорили мне друзья, фотографией создать литературу. Но ведь она (фотография) работает по другим законам.

Итог всего вышесказанного: я все время пытаюсь запечатлеть свой никогда-не-написанный-роман. Не умея писать прозу, я пишу фотографией, до сих пор не зная всех "законов, по которым она работает".




У кого Вы учились и учитесь фотографии?

Был только период активного просмотра работ "классиков" и интересных для меня современников. Для этого самообразования был создан паблик (дневник найденных материалов). Со временем, паблик все больше уходил от собственно фотографии (что вполне закономерно). А примерно через 3 года паблик "замер". (Когда-нибудь я вернусь к нему и почитаю умных людей.)




В последние несколько лет в интернете стали известны фотографы из Новосибирска - Вадим Махоров, Мария Козлова, Антон Уницын. В Новосибирске что-то интересное и новое происходит в фотографии, на Ваш взгляд? Кто из современных фотографов Вам интересен?

Про новосибирскую фотографию я мало что знаю. Я скорее из неё выключен, чем в неё включён. Для знакомства с новосибирскими авторами, которые мне интересны, предлагаю вам, к примеру, посмотреть работы Янины Болдыревой и Елены Мучной.

Вас назвали "пропагандистом аналитической некоммерческой фотографии" (sobaka.ru). Поясните, если это Ваше определение.

"Некоммерческой" - да (это отголосок периода запоздавшего юношеского максимализма). "Аналитической"? - кто-то добавил это от себя.




Вам важен зритель, отклик на Ваши фотографии? Лайк или Комментарий? Похвала или критика?

Когда-то я спорил с одним фотографом: доказывал как он не прав, фотографируя "в стол". Сейчас я сам поступаю почти так же (просто мой "стол" - чуточку больше - это мои аккаунты ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм). И, в отличии от этого человека, я до сих пор не уверен, какая именно фотография может за 1,5 секунды просмотра войти в резонанс со зрителем. А "лайки" воспринимаю, как проверку снимков "общими законами человеческого восприятия". Порой - очень поучительные результаты (и далеко не всегда приятные для самолюбия автора, признаюсь).



Расскажите о веревочных выставках. Как появилась идея? Кто участники и зрители? Как давно устраиваете такие выставки?

"Веревочная" выставка проходит раз в месяц, на протяжении последнего года. Что это такое?
- Ранние завтраки на свежем воздухе с друзьями (фотографами, художниками, поэтами).
- Новые для меня способы презентации работ.
- Создание новых снимков, которые становятся частью последующих Веревочных.
Такая вот, почти-рекурсия.







Насколько вообще для Вас важна (не важна) печать фотографий? Меняется ли отношение к фотографии, восприятие ее после печати?

Немного "лирики": печать важна, как способ материализации увиденного. Сегодня утром - это был утренний свет, которому ты придал "форму". Фотографируя - ты "присвоил" его (фотоны света переведены тобой в "цифру"). Вечером - этот "свет" из двоичного кода перенесён на бумагу. Толстая папка, наполненная утренним светом, лежит на подоконнике, и на ней любят спать наши кошки: Ума и Касси, греясь реальным солнечным теплом.

Если без лирики, то:
Первое - это процесс более тщательного отбора снимков.
Второе - огрехи обработки после печати становятся заметнее. Смотрю распечатки и "мотаю на ус".



Анализируете ли Вы собственные фотографии? Важен ли для Вас этот этап?

Сейчас, когда отвечаю на вопросы, плотность рефлексии на единицу времени прямо-таки зашкаливает (улыбаюсь). Важный этап. Кстати, спасибо.




С кем интереснее и полезнее обсуждать фотографию: с фотографами, поэтами, может быть с котами?

Моя кошка №1 - Ума, пока что слишком щедро расставляет рейтинги кадрам, нажимая лапой по клавиатуре. Просто она еще слишком юна, ей не хватает критического подхода.



Расскажите о Ваших проектах Фотоквартирник и PhotoTalk.

Фотоквартирник - это попытка демократично проводить встречи и обсуждения своих - чужих любительских фоторабот. Формат совершенно не нов, но в Новосибирске, в тот период, такие встречи оказались востребованы. Главный практический результат встреч - некоторое количествово фотографов-любителей и профессионалов (приглашаемых в качестве экспертов) познакомились друг с другом (представили себя другим).

Далее Фотоквартирник мы пытались превратить в некоммерческий образовательный проект. Но то ли не хватило воли организаторов, то ли сам формат оказался не жизнеспособным. У нас не получилось. И проект мы закрыли.

Сейчас я ограничиваюсь редкими презентациями новых книг о фотографии (пока для этой задачи других энтузиастов не нашлось).

Вы работаете сериями, проектами? Фотопроект - это для Вас что-то конечное или это процесс (длиною в жизнь)?

Вспомнил старый анекдот: на советском автозаводе снесли всё, построили завод заново, закупили новое оборудование и все импортные комплектующие. Но на выходе всё равно получался - привычный советский автомобиль. Анекдот заканчивается фразой: "Место-то проклято". Так и со мной. Снимки всегда м м м м м (Ума прошлась по клавиатуре). Снимки всегда про то, как мне: здесь, с вами, без вас, сейчас.

В нашем сообществе есть задание - снять серию на любую тему за один месяц. Вы бы так смогли? И какую тему бы выбрали?

Брошенные пирсы и корабли. И, конечно, вода. Много воды.




Еще один традиционный вопрос - что посоветуете новичкам в фотографии? Нужно ли учиться, чему?

То есть, что бы я посоветовал самому себе, в том числе? :) Один умудренный жизнью питерский фотограф, терпеливо прочитав мою очередную псевдо-интеллектуальную тираду о природе Фотографии, коротко заметил: "Дело надо делать, а не разговоры разговаривать". Следую его совету последние три года.

Пообещайте, что лично Вы сделаете в фотографии?

Постараюсь ей не мешать.



Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook. Мобильные тренировки в Instagram Тренировки в группе "30_day_photo" на портале 500px. Виртуальные выставки "30 Day Photo"

интервью, ironrations

Previous post Next post
Up