"...Фотограф, подобно всякому другому художнику, задается целью воспроизвести не самые предметы видимого мира, а свое личное впечатление, воспринимаемое от таковых..."
Ян Булгак
Немного истории.
В конце 19 века, да и в начале 20-го, когда, казалось бы, техника фотографирования достигла своих технических высот, появилось в фотографическом мире новое движение. Да-да, именно движение! Творчески одаренные фотографы не смогли жить в строгих рамках чистой фотографии, когда все подчинено научным законам, они хотели ощущать на своих кадрах движение, а следовательно - жизнь!
Позволю себе привести полную цитату из журнала Русского фотографического общества "Вестник фотографии" за 1913 год. Обратите внимание, что свое понимание о задачах художественной фотографии главный редактор этого журнала А.Донде высказал 100 лет назад. Мне кажется, что ничего не изменилось с тех пор. Итак, цитата:
"Художественная светопись имеет целью создание при помощи методов фотографии художественных картин. Художественным же снимком мы назвали такой, в котором - и это самое главное - ясно виден замысел автора, выявлены его идея, его переживания, его отношение к сюжету съемки. Поэтому художественный отпечаток должен выделять главное и подавлять подробности; в этом будет его художественность внутренняя. Внешняя должна заключаться в красивом распределении масс, пятен света и тени, в целесообразном выборе позитивного материала, цвета и монтировки, соответствующих идее работы и замыслу автора. Главный козырь фотографии - сходство полное, "фотографическое" сходство - в художественной фотографии имеет значение второстепенное"
Что же получается? Сначала человек учится рисовать, изучая анатомию тела приходит к совершенству образа, к возможности создания точных портретов. Но появляются художники, которые заявляют, что не это суть важно в художественном произведении. А важно впечатление (от французского impression - впечатление), которое произведение произведет на зрителя.
Сам термин «импрессионизм» появился в художественной среде после после первой крупной выставки импрессионистов, которая проходила весной 1874. На выставке среди прочих 265 работ тридцати художников была выставлена картина Моне под названием «Впечатление. Восходящее солнце».
Клод Оскар Моне. "Впечатление. Восходящее солнце." 1872.
В то время пейзажи, которые писали Моне и его сподвижники, обвиняли в полнейшей несостоятельности, непрофессионализме и мятежничестве против канонов.
А выставку так и называли - «Выставка мятежников». Интересно, что малоизвестный журналист решил пренебрежительно обозвать художников, которые там выставлялись «импрессионистами». Знал бы он, что стал автором названия целого направления в искусстве, конечно, на пару с Моне.
Идеи импрессионизма не миновали и молодое фотографическое сообщество. Вроде только что все старались добиться исключительной четкости изображения, абсолютной похожести портретов и натюрмортов, открыточного сходства пейзажей и архитектурных творений, как на сцену вышли и здесь бунтари.
Раньше всех обратились к импрессионизму фотографы из Англии, а их духовным вдохновителем стал английский пейзажист Уильям Тернер. Этот художник первым среди европейских живописцев стал изображать на своих картинах воздушную дымку на закате солнца, белые призраки парусных кораблей и все это в контрастах цвета, холодных и горячих тонов. Его называли живописцем «золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции».
Тернер Джозеф Уильям. "Фрегат Смелый, буксируемый к месту последней стоянки на слом". 1838.
Великолепный мастер, любящий изображать зыбкое море и прозрачные туманы, оказался близок сторонникам новых веяний в художественной фотографии.
Пародоксально то, что именно в это время заметно прогрессировала фотографическая техника. Стало возможным фотографировать с использованием качественного объектива, дающего резкое изображение кадра. Но новаторы взбунтовались и предпочли мягкорисующие объективы, а то и просто очковые стекла, монокли. Картинка получалась мягкой, таинственной и будила воображение.
Альфред Горслей-Гинтон. "Вечер". 1900г.
А вот химические процессы обработки отпечатка наоборот пошли на пользу новому направлению. Не будем останавливаться на описании этих процессов, отметим только, что пигментный, масляный, гуммиарабиковый и броммаслянный способы печати давали возможность фотографам творить, придавая снимку то вид гравюры, то создавать впечатление рисунка углем, то даже рисунка маслом на холсте.
Сейчас нам все это тоже знакомо, но уже нет необходимости прибегать к химическим процессам, а всего лишь надо изучить возможности фотографических редакторов. Но, как и раньше, техническую возможность могут постигнуть все, а вот умение создать истинно художественное произведение дано лишь немногим.
Наиболее яркими представителями нового направления стали англичанин Альфред Горслей-Гинтон, французы Константин Пойо и Робер Демаши, знаменитая группа фотохудожников из Австро-Венгрии под названием "Трилистник". Всех не перечислить.
Робер Демаши. Медальон. 1897.
Робер Демаши. За кулисами. 1906.
Робер Демаши.Портрет ребенка. ок. 1900-1910.
Робер Демаши. Папиросница. 1899.
Робер Демаши. Баржи на Сене в Руане. 1904-1910.
Константин Эмиль Пюйо. Женщины в вуали.
Одним из самых выдающихся представителей "Трилистника" был Генрих Кюн. Кроме того, что он был выдающимся фотографом, он занимался научными изысканиями в сфере фотографических технологий. Генрих Кюн оставил замечательное наследие, которое теперь хранится в фондах национальной библиотеки в Вене.
Самое удивительное, что многие его работы выполнены в цвете. Фотографии Генриха Кюна выглядят словно полотна импрессионистов.
Итак, что получается? Вместе с прогрессом в развитии технологий параллельно шел процесс ухода от реалистического получения образа. Фотоимпрессионисты оставляли зрителю возможность получать впечатление от ярких сочетаний красок, загадочной туманности и недосказанности образов.
Сегодня все технически можно получить посредством фотошопа или с применением мультиэкспозиции. А использование для съемок моноклей становится очень даже популярным. Так или иначе, но этот жанр жив и имеет своих поклонников.
А основные его принципы прекрасно изложил в своем произведении Осип Мандельштам.
Импрессионизм
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,-
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
О. Э. Мандельштам
Современный фотоимпрессионизм.
Давайте просто посмотрим некоторые работы современных фотохудожников, выполненные в разных техниках.
Но не будем забывать, что освоение различных техник недостаточное, хотя и необходимое, условие для становления своего художественного почерка.
Светлана Маковецкая.
Светлана Маковецкая, член Союза фотохудожников России с 1998 г.
Одна из первых фотографов-пикториалистов в нашей стране, которая стала снимать моноклем в цвете. Ее работы отмечены многими критиками и находятся в частных коллекциях и галереях мира.
Мануэль Платин.
Интересны работы с отражениями в лужах фотографа из Франции Мануэля Платин, известного в сети под псевдонимом
Yodamanu. Фотографии дождливых улиц выполнены в духе импрессионистов. Сам Мануэль рассказывает, что он не подвергает свои изображения обработке в фотошопе, просто ловит моменты.
Джош Адамаски.
А вот израильтянин Джош Адамаски так и называет свой стиль - фотоимпрессионизм. Но подход у него совсем иной. Все фотографии проходят обязательную постобработку с активной размывкой цвета. И вот что получается.
Пеп Вентоза.
Еще один из приемов получения фотоимпрессионисткого изображения применяет американский фотограф
Пеп Вентоза. Применение мультиэкспозиции позволяет ему получить необычные изображения.
Страница "30 Day Photo" на
Facebook. Группа "30 Day Photo" во
ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на
Facebook.