Сегодня в рубрике "
Тема дня с профессионалом" мы публикуем материал об альтернативной фотографии, подготовленный
Ладой Тазетдиновой,
интервью с которой мы публиковали вчера.
Помимо очевидных для широкой публики видов фотографии - цифровой и классической плёночной (чёрно-белой и цветной), есть ещё множество забытых вовсе или малораспространённых способов получения фотографического изображения. Зачем они нужны, и нужны ли вообще - вопрос, который каждый решает для себя сам, но знать об их существовании, наверное, так же небесполезно, как и знать о существовании иных средств передвижения, кроме машины, поезда, самолёта.
Устоявшееся на сегодня словосочетание «альтернативная фотография» для каждого фотографа включает в себя более широкий или более узкий круг технологий - для кого-то это всё, что выходит за рамки цифровой фотографии, для кого-то это только пинхол-фотография, для кого-то - только альтернативные способы печати, кто-то сужает круг ещё больше и оставляет в нём лишь пигментную печать... Разные сообщества по-своему договариваются о том, что они будут считать альтернативной, а что традиционной фотографией. Мы же попробуем охватить самый широкий круг возможностей, не забывая, однако, о том, что почти в каждой технологии есть свои ответвления, о которых невозможно говорить в рамках обзорной статьи.
Уйти от традиционного изображения можно на каждом из этапов фотопроцесса (на каком-то одном или на всех вместе - это зависит от авторского замысла).
ОПТИКА: Безлинзовая фотография (пинхол или стеноп) - свет попадает в камеру через маленькое отверстие, не закрытое никакими линзами.
Лада Тазетдинова. “Тенистая аллея”, из серии “За гранью фабулы”, 2009 г., многодырчатый пинхол, цифровая печать.
Игорь Брякилев. Окна. Анаморф пинхол-камера, пленка - Portra400CN, выдержка - 4 часа
Лада Тазетдинова. из серии “Крылья солнца” анаморф, ойлпринт с переносом, 2012 г.
Подробнее о пинхоле можно прочитать вот
здесь ОПТИКА: Монокль
Георгий Колосов. Монокль
Людмила Таболина. Монокль
ОПТИКА: Другие однолинзовые объективы
Лада Тазетдинова. Из серии «Один день в Венеции». Ленсбэйби, цифровая печать. 2008
Лада Тазетдинова. Из серии “Сквозь сумрак лунный”. Однолинзовый объектив, темперапринт, тонированная бумага. 2010
ОПТИКА: Другие оптические искажения
Преломление изображения линзы, зеркала, фильтры и прочее.
Виктор Малышко. Краснохолмская набережная. Москва. Множительная призматическая насадка
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Плёнки с изменённым диапазоном цветопередачи: инфракрасная
Дмитрий Орлов Подробнее про инфракрасную фотографию можно почитать
здесь.
А вот
здесь можно почитать про съёмку пейзажей на инфракрасную фотоплёнку
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Стеклянные или металлические пластины
(амбротипы, дагеротипы, тинтайпы)
Алексей Алексеев. Амбротип
Подробнее про амбротип можно почитать вот
здесь.
Дмитрий Рубинштейн. Портрет
Алексея Клима Самгина Кошелева СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Фотобумага (включая солярографию)
Bozhday. г.Пенза, Солярография. Пинхол. Выдержка около 50 суток
Почитать про солярографию можно
здесь, а здесь можно посмотреть
много картинок.
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Люменпринт
Почтать про люмипринт можно вот
здесь,
здесь и
здесь.
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Полароид
Алексей Белов Николай Маслов. Из серии «Scotland. The other side.» Платино-палладиевая печ. 2009
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Манипуляции при проявке, изменяющие первоначальные свойства светочувствительного материала
Оксана Дан. День сурка. Проявка в кофе, Мультиэкспозиция. 2010
Иван Панневиц. Сотворение Мира 1, из серии «Сотворение Мира». Химическое и механическое воздействие на негатив, бромсеребряная печать, отбелка. 2007
Подробнее про различные приёмы работы с афтохромными цветными пластинками, карбро, полароидом и сибахромом можно почитать вот
здесь.
МУЛЬТИЭКПОЗИЦИЯ ПРИ СЪЁМКЕ И ПЕЧАТИ
Андрей Чежин. Из серии "Пространство эшера". Мультиэкспозиция.
Виктор Малышко. Станция метро Сокол. Камера Nikon F75, объектив Sigma EX 8/4 Circular Fish-eye, плёнка Ilford XP2 Super 400, 4-х кратная экспозиция: диафрагма 1/5.6, выдержка 1/15.
Тудаблин. Мультиэкпозиция.
ПЕЧАТЬ: Изображения на основе солей металлов
Алексей Белов. Из серии "Безмолвие снега". Палладиевая печать
Марина Кравченко. Backstage. Лит-печать
Михаил Каламкаров. Из серии "Предмет игры". Сплит-тонирование
Марина Кравченко. Цианотопия
Подробнее про создание изображений на основе солей металлов можно почитать вот
здесь. ПЕЧАТЬ: Пигментные процессы (на основе бихромата и пигментов различных красок)
Лада Тазетдинова. Allegro vivace III, из серии «Allegro vivace». Тонированная бумага, temperaprint (темперапринт). 2010
Марина Кравченко. Dolce vita. Из серии "Вчерашние новости". Темперапринт, 2010
Александр Лелякин.Темперапринт. 2009
Лада Тазетдинова. Из серии «Ассонансы». Многодырчатый пинхол, гуммиарабиковая печать. 2010
Дмитрий Орлов, гуммиарабиковая печать
Александ Татаренко. Лопухи. Гумойл. 2010
Яна Архангельская. Идущий. Резинотипия
Андрей Полушкин. №21, из серии «Реконструкция памяти». Бромойль, 2007-2009 гг.
Артур Ионаускас, Фронтальный портрет. Ойлпринт, 2007
Сергей Чех. Ойлпринт
Максим Железняков. Ойлпринт
Артур Ионаускас. Из серии “Карнавал”. Ойлпринт с переносом. 2012
Алексей Пономаренко. Утро в Каннареджио, фотогравюра на меди. 2010
Подробнее про пегментные процессы можно почитать вот
здесь. Дополнительные материалы:
Портал об альтернативной фотографии "Другая фотография":
http://www.pinhole.ru/Англоязычный портал об альтернативной фотографии:
http://www.alternativephotography.com/wp/Фотопроект "
Кунсткамера"
Материал подготовлен
Ладой ТазетдиновойОфициальный сайт
http://blot-art.ru В комментариях к этому посту вы можете задавать вопросы Ладе Тазетдиновой.