Сегодня тему дня "Автопортрет" помогает раскрыть фотограф Андрей Зейгарник (
az),
интервью с которым мы публиковали вчера.
Андрей Зейгарник. Автопортрет
Жанр автопортрета
Не секрет, что многие начинающие фотографы берут в руки камеру, чтобы просто фиксировать отдельные моменты своей жизни, места, которые они посещают, близких и друзей. По мере накопления опыта и знаний интерес к этому частично или даже полностью оказывается замещён другими целями: профессиональными или/и творческими. Рано или поздно, фотограф задаёт себе вопрос «Зачем я это делаю?», на который ответить не так-то просто. С одной стороны, нас увлекает сам процесс. С другой - нам хотелось бы, чтобы кто-то другой это мог оценить.
Фотография становится деятельностью, в основе которой лежит самовыражение и, как говорят психологи, самоактулизация. Cамовыражение - это стремление человека выразить себя, свой внутренний мир, свою индивидуальность в той или иной деятельности (например, в фотографии). Самоактулизация - нечто большее, это стремление человека к личностному росту, реализация потребности к совершенствованию, поиск себя и своего места в мире.
Но может ли человек выражать себя (и тем более расти над собой), не понимая, кто он есть, не прислушиваясь к себе, не позволяя себе осознанно быть тем, кто он есть? Думаю, что это по большей части невозможно. В том или ином виде каждый из нас ведёт разговор с самим собой, и самое продуктивное - пытаться задавать себе вопросы осознанно и явно. По сути это и есть источник интереса у наиболее развитой части фотографов не к фиксации реальности, а к самопознанию, рефлексии, попыткам разобраться прежде всего в себе самом. Документальность фотографии отходит на второй план, а разговор с самим собой на глазах у других людей выходит на первый, более значимый план. Пожалуй, наиболее непосредственной и прямой формой самовыражения и, возможно, наиболее мощным средством рефлексии посредством фотографии можно считать жанр автопортрета.
Г.Л. Васильева-Шляпина, исследователь обсуждаемого жанра, отмечает:
«В автопортрете даётся оценка собственной индивидуальности, декларируются творческие принципы, выражается самосознание автора; творческая личность соотносится с судьбой целого поколения... Несомненно, в автопортретах провозглашается самоутверждение по отношению к обществу; происходит возвышение самого себя как средство самозащиты...». Художник и фотограф изображает себя таким, каким он хочет, чтобы его увидели другие.
Особый интерес к автопортретам связан с попыткой понять особенности личности автора, что даёт ключ к более глубокому пониманию его работ. Этот интерес усиливается тем, что визуальный язык не так уж и ясен и не может быть однозначно интерпретируем, а любые подсказки оказываются весьма ценны. С другой стороны, в такой визуальной информации иногда больше загадок, чем разгадок.
Анализ автопортретов
При анализе автопортретов уделяется внимание не только изображению фигуры автора, но и другим, не менее важным деталям. В частности, обращают внимание на следующее:
- Соответствует ли стиль и манера изображения тому, как автор изображает других?
- Какая выбрана техника исполнения?
- Изображён ли автор отдельно или с другими людьми?
- Изображён ли автор натуралистично или с искажениями? Часто авторы вносят существенные изменения в то, как они выглядят на самом деле.
- Изображён ли автор в большей степени в классической или в экспрессивной манере?
- Изображён ли автор в своем собственном лице или в роли кого-то другого?
- Что выступает в роли фона? Какие детали интерьера или другого окружения присутствуют? Изображён ли автор за работой (то есть в процессе рисования или фотографирования себя) или в другом контексте?
- Что акцентировано?
- Изображает ли автор себя красивым или некрасивым человеком?
- Какие невербальные или вербальные сообщения можно прочесть в автопортрете?
- Почему автор выбрал тот или иной контекст, способ саморепрезентации?
Возможны, конечно же, и другие вопросы.
Эволюция саморепрезентации: Зинаида Серебрякова
Весьма интересно прослеживать как меняется подход к автопортрету у различных авторов в различные периоды времени. Например, весьма любопытны с этой точки зрения автопортреты
Зинаиды Серебряковой, из которых наиболее известен автопортрет "За туалетом" 1909 года. Ниже я привожу некоторые её работы в этом жанре.
Зинаида Серебрякова, Автопортрет, 1907
Зинаида Серебрякова, Автопортрет, 1907
Зинаида Серебрякова, «За туалетом», Автопортрет, 1909
Зинаида Серебрякова, Автопортрет, 1910
Зинаида Серебрякова, Автопортрет, 1911
Зинаида Серебрякова, Автопортрет, 1911
Зинаида Серебрякова "Пьеро", Автопортрет, 1911
Зинаида Серебрякова, Автопортрет, 1921
Зинаида Серебрякова, Автопортрет c дочерьми, 1921
Зинаида Серебрякова, Автопортрет в красном, 1921
Зинаида Серебрякова , Автопортрет, 1922
Зинаида Серебрякова , Автопортрет, 1930
Зинаида Серебрякова , Автопортрет, 1946
Зинаида Серебрякова , Автопортрет, 1956
Автопортреты юного мастера: Francesca Woodman
Francesca Woodman известна как создатель большого числа собственных портретов и фотографий, так или иначе изображающих её. Она прожила недолгую жизнь, но успела войти в историю фотографии. В 1981 году в возрасте 23 лет она покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Это была её вторая попытка. Первый известный автопортрет она сделала в возрасте 13 лет. Далее на протяжении её короткой жизни было много других.
Francesca Woodman. Автопортрет в 13 лет, Boulder, Colorado, 1972
Francesca Woodman. Автопортрет в роли Алисы в стране чудес, 1975-1976
Francesca Woodman. 1975-1976
Francesca Woodman. Три обнаженные женщины, включая ее саму, держат фотографии лица Woodman, четвертый ее портрет висит на стене, 1976
Francesca Woodman. 1976
Francesca Woodman. Polka Dots #5, 1976-1977
Francesca Woodman. I could no longer play / I could not play by instinct, 1977
Francesca Woodman. On being an angel #1, 1977
Francesca Woodman. From Angel Series, 1977
Francesca Woodman, 1979
Francesca Woodman. From Angel Series, 1979
Francesca Woodman
Francesca Woodman
Francesca Woodman
Интересные примеры автопортретов в живописи
Ниже я привожу автопортреты фотографов и художников, которые мне кажутся интересными по той или иной причине. Конечно же, на полноту здесь рассчитывать не приходится. Это просто некоторые отдельные автопортреты.
Каземир Малевич, Автопортрет, 1910
Каземир Малевич, Автопортрет, 1933.
Сравните с предыдущим: впечатляющие изменения в том, как человек видит себя и что переживает.
Caravaggio в David with the head of Goliath (1605-1610) изобразил себя в виде головы Голиафа
Cristofano Allori, Judith with the Head of Holofernes (1613) тремя годами позже тоже отрубил себе голову.
Vincent van Gogh сделал 37 автопортретов за период с 1886 по 1889. Во всех случаях взгляд художника не обращён к зрителю, он все время смотрит куда-то ещё. На некоторых портретах он изображён с повязкой, закрывающей якобы порезанное им самим ухо. Вопрос, действительно ли он порезал свое ухо - предмет дискуссий, но факт остаётся фактом: в изобразительной плоскости он нанёс себе увечье.
Parmigianino, Self-portrait in a mirror. Выполнен на выпуклой поверхности.
Lovis Corinth, 1896.
Gerhard Richter, Court Chapel, Dresden, 2000 (80 cm x 93 cm, oil on canvas)
Это не любительская фотография, которая сделана не в фокусе, а автопортрет выполненный маслом на холсте.
Jeff Koons, автопортрет с экзотическим названием «Илона жопой вверх» написан масляными чернилами. Картина имеет впечатляющий размер 243.5 х 366 см и находится в частной коллекции.
Felix Nussbaum, Self-portrait with Jewish identity card.
Редкий случай автопортрета, который не нуждается в специальном исследовании, чтобы понять, что он выражает.
Egon Schiele.
Творчество Schiele - объект многочисленных исследований психологов и сексологов. На этом автопортрете он изображён в момент мастурбации. Российский психолог И.С. Кон считает, что художник передаёт этой картиной не удовольствие от мастурбации, а чувство одиночества.
James Ensor, Self-portrait among masks. James Ensor: «For me the mask stands for freshness of tone, exaggeration of expression, splendour of decor, grand unexpected gesture, unhibited movement, exquisite turbulence».
Марк Шагал, Автопортрет с семью пальцами, 1913.
По одной версии, это буквальное выражение поговорки на идише, означающей «очень быстро работать». По другой, в 7-ми пальцах читается менора. Есть также свидетельство жены Шагала, по словам которой, «Марк всегда испытывал суеверную любовь к числу семь, потому что родился в 7 день седьмого месяца 1887 года».
Автопортрет Amy Winehouse, выполненный её собственной кровью. Amy Winehouse нарисовала себя кровью, когда проводила время в компании Peter Doherty. В каком году это было, не уточняется, однако известно, что во время работы над рисунком певица разговаривала по телефону со своим отцом. Об этом эпизоде музыкант сам рассказал журналистам. Peter Doherty сам практиковал такие рисунки и возможно Amy сделала такой рисунок под его влиянием.
Интересные примеры автопортретов в фотографии
Nadar, Self-portrait series, 1860s
Сергей Прокудин-Горский, 1912
Richard Avedon
Lee Miller
Ré Soupault
Édouard Boubat
Walker Evans
Imogen Cunningham
Helmut Newton
Lee Friedlander
Cecil Beaton
Diane Arbus
André Kertész
Hunter S. Thompson
Brassaï
Lee Friedlander
Marianne Breslauer
Robert Mapplethorpe
Paolo Roversi
Ed van der Elsken
Frédéric Boissonnas
Florence Henri
Toni Frissell
Astrid Kirchherr
Weegee
Bill Brandt
Annie Leibovitz
Stanisław Ignacy Witkiewicz
Willy Ronis
Sally Mann
Helmut Newton
Ilse Bing
Helmut Newton
Jeanloup Sieff
Hannah Höch
André Kertész
Lee Miller
Frank Horvat
Irving Penn
Lee Friedlander
Jenifer Beals
Jenifer Beals
Интересные подборки фотографических автопортретов можно найти по ссылкам:
http://everyday-i-show.livejournal.com/173074.html (часть фотографий заимствованы здесь)
http://0rchid-thief.livejournal.com/608216.html http://0rchid-thief.livejournal.com/608745.html Фотограф Андрей Зейгарник (
az)
Официальный сайт
http://zeigarnik.ru/ В комментариях к этому посту можно задавать вопросы Андрею Зейгарнику.
Интервью с Андреем Зейгарником Другие интервью