День 11. Метафора | Алексей Клим Самгин Кошелев

May 11, 2012 11:00

Сегодня тему дня в 30_day_photo помогает раскрыть театральный фотограф Алексей Клим Самгин Кошелев (klim_samgin), интервью с которым мы публиковали вчера.

Итак, Алексей Клим Самгин Кошелев про работу  "Точка плавления льда".




Небольшая прелюдия к фото:
Каждый раз, когда я иду на спектакль, у меня есть несколько фото-задач:

1) "художественный репортаж" спектакля для заказчика, агентств, архива
2) творческая импровизация для последующих идей, выставок, авторских арт-проектов
3) эстетическое удовольствие и философское осмысление

Все это является большим "супом", и нельзя отделить одно от другого. В этот раз меня пригласил знакомый режиссер Александр Смольяков на спектакль "Точка плавления льда". Зная мой почерк, пристрастия и технику съемки, он никаких жестких рамок передо мной не ставит, как и любой адекватный заказчик, который приглашает фотографа, учитывая его стиль и индивидуальный подход.

Эта съемка интересна еще тем, что мне предстояло не только снимать спектакль, но и находиться в нем, на сцене - играть свою дебютную роль одного из персонажей - "Нарцисса", который был воплощен в образе фотографа. Такой вот сюрреализм в прямом эфире. :)



Конечный вариант снимка - тройная мультиэкспозиция, - выбранного Алексеем (vikont_mart) для небольшого мастер-класса, вошел в мою выставочную серию "Yoga. Театр Тонкого Тела". В ней представлены около 60 работ со спектаклей различных театров за несколько лет театральной творческой деятельности. Все они объединены идеей мистического, тонкого, сюрреального пространства театральных снов... а может быть и реальности... кто знает. :)

О технике съемки:

Эта работа, как и другие, создавалась в несколько этапов:

Исходники (как есть):
Canon 30D, 24-70 2.8L,
400 ISO, f\3.5, 1\2 s, 43 mm



Съемка на длинной выдержке с учетом последующей мультиэкспозиции (накладкой одного композиционного кадра на другой) требует определенного навыка и примерного понимания идеи серии, для который ты снимаешь именно так и никак иначе.

Здесь мы видим, что оба кадра достаточно пусты и прямолинейны.



Чтобы получился такой эффект двойного, но соединенного образа, лучше всего подходят выдержки от 1 сек. до 1/5 сек. Еще очень важно понимать пространство заднего фона и падающего на обьект света. Фон, в идеале, должен быть нейтральным, белым или полностью вакуумно-черным - на таких фонах размытое, смазанное изображение на длинной выдержке приобретает свой смысл и объем.



Если вы будете "смазывать" заливную академическую мизансцену с пестрым задником, у вас получится бескомпозиционная и бессмысленная каша. Это, мягко говоря, брак. Но продуманная длинная выдержка - это вовсе не ошибка неумелого фотографа - это идея и художественный прием в фотографии.



Однажды произошел смешной случай в театре. Я снимал спектакль в "свободном стиле". Один из сидящих позади зрителей обратился ко мне с искренним желанием и советом: "у тебя снимки все смазанные... ты, это... чувствительность побольше поставь, будет все нормально"... :) улыбнуло.



Длинные выдержки требуют иногда нескольких подходов, нескольких походов на спектакль, много кадров улетает в "урну", и чтобы реализовать один удачный, подчас приходится отбить несколько десятков кадров, пользуясь теми или иными приемами на длинной выдержке: проводкой, зуммированием, вилянием, болтанием, дрожанием и прочими вихляниями фотоаппарата во время открытой шторки.



Некоторые люди полностью уверены, что публикуемые мной фотографии в такой технике - это просто брак фотоаппарата и неумение фотографа снимать. Все мы знаем эту мазню и дрожанку, когда снимаем на телефон или пользуясь любительскими режимами, "P", от недостатка освещения и недостаточных возможностей аппаратуры.



Возвращаясь к нашему снимку

После первичного отбора снимков со съемки, который обычно отсеивает 2\3 кадров, остаются те снимки, которые требуют небольшой коррекции для "художественного репортажа", т.е. максимум невмешательства - только цветокоррекция и контраст, резкость (Adobe Light Room) и запись на диск для заказчика.



На этом этапе уже могут возникать творческие идеи. Здесь вы видете пример цветокоррекции в синей тональности. Все удачные снимки (см. пункт 2 - творческая импровизация для последующих идей, выставок, авторских арт-проектов) с этой съемки я решил сделать в голубых тонах. Достигается это простым изменением цветовой температуры исходного снимка. Просто делаем наш снимок более холодным и добавляем контраста (ползунок black). Все.



На следующем "ментальном" этапе возникает потребность сложить некоторые снимки из серии в один, для более сочной композиции, для устранения пустот, добавления смыслов и недосказанностей - это уже этап работы фото-художника. Этап увлекательный, и результат не всегда предсказуемый. Но обычно в голове уже есть видение, какие кадры складываются в мультиэкспозицию.



Соединяем два выбранных кадра в ФШ, для этого у нас есть два слоя-композиции (два кадра). Получаем мультиэкспозицию смешением слоев (layers - обычно подходит soft light, но лучше прокрутить все варианты).
Если удачно, то сливаем слои в один, добавляем контраста, небольшая цветокоррекция и сохраняем готовую композицию.



Таким образом, снимок из серии уже готов, но он может еще пролежать несколько лет, пока не возникнет желание добавить его в выставочную серию. Так получилось и с этим снимком - я еще раз наложил на него кадр с другого спектакля - фаер-шоу, где огни также рисуются на длинных выдержках. Композиция стала еще более объемной и уже двухцветной.



И напоследок пару слов скажу о свете в театре. Театр - настоящий театр - это пространство светописи, в этом он очень гармонирует с фотографией. Мы пишем светом, и даже небольшого его количества достаточно для съемки. В технике длинных выдержек абсолютно не важна светосила ваших дорогих объективов. Иногда, наоборот, приходится уменьшать чувствительность и закрывать диафрагму, чтобы попасть в экспозицию (без пересветов и недосветов) на длинной выдержке.

Всегда важна ваша идея. Длинная выдержка - это как черно-белая фотография. Мир, который мы не видим обычным глазом. Это тонкий мир бестелесного, "астрального", мистического и парящего. Безусловно он окружает нас, пронизывает. :) Некоторые способны видеть его, а некоторые - передавать на плоскости и делиться со зрителем различными изобразительными средствами - театр тонкого тела.

Спасибо!

Фотограф Алексей Клим Самгин Кошелев (klim_samgin)
Официальный сайт: gakus.ru

В комментариях к этому посту Вы можете задавать вопросы Алексею Кошелеву, который постарается на них на все ответить.

romashka7, профи, klim_samgin, vikont_mart

Previous post Next post
Up