Памятники: Ли Фридлендер и Игорь Мухин

Feb 09, 2020 15:00

Фотографии для загадки взяты из книг Ли Фридлендера "Американские монументы" и Игоря Мухина "В поисках монументальной пропаганды".



Фото Lee Friedlander “The American Monument”



Фото: Разворот книги «В поиске монументальной пропаганды». Слева: Максим Горький. Саратов, 1995. Справа: Максим Горький. Летний кинотеатр в парке. Пушкино, 1988 / Летний кинотеатр в парке. Пушкино, 1990 / Пушкино, 1994. Фото: Игорь Мухин


Книга Ли Фридлендера (Lee Friedlander) "Американские монументы" (The American Monuments) вышла в 1976г. Фотограф отобрал кадры из архива, когда заметил, как часто монументы не заметны на фотографии. Мы не осознаем их присутствие, "не видим". Книга и последующие выставки поднимают также вопрос о цели возведения монументов -- чтобы помнили, и стирании собственно предмета памяти -- о чём следует помнить. Например, некоторые монументы сносятся (герои-конфедераты), разрушаются. Памятники бывают самостоятельными объектами на фотографии, но Фридлендера такая фотография не интересует. Он снимает, по собственным словам, "социальный ландшафт Америки".



Фото 1
Lee Friedlander, “The Bronco Buster. Civic Center Mall, Denver, Colorado”, 1972



Фото 2
Lee Friedlander, "Brigadier General Lloyd Tilghman, Louisiana State Memorial, and Brigadier General Daniel Adams. Vicksburg National Military Park, Vicksburg, Mississippi,” 1974



Фото 3
Lee Friedlander, @Liberty, with French, Indian, Highlander and Green Mountain Soldiers. Ticonderoga, New York", 1975

Книга Игоря Мухина «В поиске монументальной пропаганды» вышла в 2019г.

Уже в 1918г. Ленин и Луначарский осознали важность пропаганды нового строя, простой, понятной, запоминающейся. Вместе с художниками-авангардистами (Малевич, Родченко и др.) власть занялась этим вопросом. Появились растяжки с лозунгами, на праздники Красная площадь окутывалась кумачом, строились первые скульптуры и дешевые монументы (гипс, дерево, кирпич и цемент). Пропаганда окружала советского человека всё время. Игорь Мухин начал снимать советские монументы в перестройку, в конце 1980-х. В его книге можно увидеть фотографии уже исчезнувших памятников, как советских, так и постсоветских. Москва очень быстро меняется.

Что касается подхода к съёмке, то у Игоря Мухина можно увидеть совершенно разные кадры. Где-то монумент самостоятельный объект, где-то показаны фрагменты, детали со следами времени, где-то памятник как малая часть ландшафта, как участник или свидетель современности. И самое интересное -- изменения во времени. Одни и те же памятники и места, снятые с разницей в годы. И не всегда понятно, что было ДО, что ПОСЛЕ.

Из интервью Игоря Мухина:

"К концу 1980-х общество не покидало странное предчувствие изменений, казалось, вот-вот что-то произойдет. Например, на сценах, рок-концертах звучали слова свободы. Но музыканты выступали на фоне растяжек «Слава КПСС», а сбоку скромно стояли бюсты вождей. И на радио, и по телевизору надвигалась волна свободы, несмотря на повсеместную пропаганду, которую перестали обновлять: было отчетливо заметно, как памятники вождям перестали обновлять по весне, не подкрашивают настенную наглядную агитацию"...

"В моей предыдущей книжке «Я видел рок-н-ролл» есть эпиграф, основной смысл которого заключается в том, что все фотографии, помещенные в издании, сняты в СССР - можно сказать, в открытом поле, в отсутствии учителей, фотошкол, книг, библиотек и книжных магазинов с разделом «Фотография». Отсюда, возможно, не зная определенных законов фотографии, у меня не было четкого понимания, как именно следует снимать архитектуру. Сегодня доступны лекции и интервью фотографов Бьерна и Хиллы Бехеров, которые рассказывают о том, как прежде чем приступить к съемке, они могли ждать по 10-12 часов, когда скроется солнце и свет будет равномерно освещать весь объем конструкций. Если с погодой не везло, они приезжали на то же место в следующий раз, но уже могли не застать архитектурное сооружение - оно было снесено. Конечно, я не мог знать этих подробностей - с лекциями Бехеров я познакомился значительно позже. Поэтому приходилось работать методом проб и ошибок. Только с годами ко мне пришло понимание, что точная передача фактуры, фасадов зданий, ландшафта, самого монумента может не получиться именно из-за отсутствия рассеянного освещения. Мне также, как Бехерам, приходилось возвращаться и переснимать какое-то количество монументов заново. Это была непростая задача - ездить переснимать одни и те же сюжеты по 2-3 раза в поиске подходящего света. Но объекты моих съемок также начали исчезать. И рассматривая старые пленки становится уже совсем неважно, попал ты в тот самый свет или нет. Так появились парные снимки одного и того же места - некое удвоение, глава, у которой до сих пор нет названия в этом проекте."



Фото 4
Алупка, Крым, 1991 / Фото © Игорь Мухин



Фото 5
Игорь Мухин (ВДНХ)



Фото 6
Игорь Мухин (Памятник Достоевскому около Российской государственной библиотеки, Москва)

Ссылки:
Интервью с Игорем Мухиным "Фотороман монументального распада"

В МоМА в 2010г состоялась выставка, исследующая пересечение фотографии и скульптуры в разных проявлениях. Текста не так много, но есть несколько тематических разделов с фотографиями на сайте.

Видео со слайд-шоу фотографий Ли Фридлендера

Фотографии Ли Фридлендера

Фотографии Ли Фридлендера в МоМА

Статья об "Американских монументах": The Photographer Who Saw America’s Monuments Hiding in Plain Sight, By Geoff Dyer

Игорь Мухин "В поисках монументальной пропаганды"

цитата дня, фотозагадка

Previous post Next post
Up