У моей записи "Свойства Изобразительной Плоскости"
http://2wx.livejournal.com/3058.html довольно странная судьба. С одной стороны, запись эту читают; статистика GoogleAnalitycs показывает, что это одна из самых читаемых у меня страниц. С другой стороны, читают её молча - никто из читающих меня не благодарит и никто не пытается вступить в диалог и
(
Read more... )
По теме "цвет и движение" ничего ценного сказать не могу, Алексей. Так уж случилось, что Бог не дал мне тонкого рассуждения и чувства в этих вопросах; не дал, в сущности, даже интереса к этой области, так что о цвете я жду откровений от других; не займётесь ли сами? я бы почитал. На основании своего ограниченного опыта склонен предполагать, однако, что связи между цветом и движением нет.
Размытый/растрёпанный/жирный/фактурный контур при некоторой степени размытости/растрёпанности/жирности/фактурности есть уже не столько линия, сколько пятно, не кажется ли Вам? - однако рассуждения о несовпадении остаются верны и по отношению к двум пятнам; беда в том, что на одних пятнах построишь быть может, абстракт, но вряд ли, к примеру, сколь нибудь интересный фигуратив; так что случай этот вырожденный и не представляющий большого интереса. В той же мере, в какой контур (жирный он там или нет) продолжает ощущаться как контур, к нему будет применимо всё сказанное выше. Воообще, красивее и строже приём несовпадения можно сформулировать не в терминах линий и пятен, а через более абстрактные категории - "несовпадение границ формы и массы" - в этих терминах формулировка безупречна и применима очень широко, не только к линиям и пятнам; однако, увы, большинство читавших мои тексты художников уверяли меня что и эти-то тексты слишком сложны для чтения и скучны для осенённых высшей музыкой сфер мозгов.
К линиям переменного нажима применимо всё сказанное выше о фактурных линиях, поскольку и линия переменного нажима не есть уже чистая линия, а есть нечто обладающее отчасти свойствами пятна...и даже не отчасти; линия переменного нажима вообще инструмент настолько универсальный что ею одной может быть показана и масса, и форма, и даже, что уже совсем удивительно, несовпадение массы и формы, - вещь которой я, например, постоянно пользуюсь, но до которой вряд ли скоро дойду в этих набросках по композиции, поскольку целая куча более элементарных вещей нуждается быть объяснённой сначала. Линией переменой толщины нарисован, кстати, рисунок под катом - так что выводы о применимости можно сделать, надеюсь, из простого наблюдения.
Спасибо большое за Ваш интерес, Алексей; взаимно рад поблагодарить Вас первого.
Reply
Reply
Reply
На мой взгляд, сказать, что изо сложно, и что всё в нём взаимосвязано и всё относительно - значит ничего не сказать. Ну конечно, связано! ну конечно, относительно! - вот только всесвязанность и относительность не могут быть путеводными нитями, когда ты реально приступаешь к реальному делу. Поэтому я очень одобряю тех, кто пытается прояснить какие-то правила, закономерности... Понятно, что на практике всё будет сложнее, и если я вместо кружка буду рисовать лицо, то, например, та закономерность, которую я описал выше, перестанет работать в полном объёме уже по причинам чисто психологическим. Однако само ОСОЗНАНИЕ, само ПОНИМАНИЕ, что форма и масса предмета в рисунке могут не совпадать, уже бесценно и даёт большой стимул в работе. Так что я - за Кандинского и прочих пытающихся осознать неосознаваемое. Как бы рискованны и иногда сомнительны ни были эти попытки)))
Reply
Reply
Когда я был маленький, я ходил в секцию дзю-до. Если Вы, Алексей, ходили на борьбу или бокс, или ещё какие-нибудь единоборства, Вы, наверное, знаете, что кричит борцу тренер из-за ковра во время схватки. Он не кричит "Смелей!", или там "Свободней!", не кричит "Чувствуй! Самовыражайся!". Тренер обычно кричит "ДУМАЙ!". Иногда еще кричат "Работай!". Но это то же самое. Наш тренер кричал "Думай!"
Понимаете, думать - не значит применять логические схемы. Это не значит поверять алгеброй гармонию или выводить одно из другого и т.д.. Это вообще процесс, не сводящийся к одной голове. Никогда не сводящийся. Борец во время схватки думает всем телом. Художник думает глазами и руками. Математик, кстати, делает то же самое - мобилизует все ресурсы тела в единоборстве с некоторой проблемой. Думать - это сосредоточенно искать выхода, передвигаясь в неизвестной, грозной, сопротивляющейся среде. Нужно страшно напрягать внимание, волю, фантазию. Какие там схемы, какой "баланс закономерностей"? Какое "самовыражение"?..
В дзю-до занятия у нас делились на ката и рандори - упражнения и схватки. Ката - это упражнения, разучивание приёмов. И я, например, думаю, что приёмы в дзю-до то же что и приёмы в изо. Вот например выше я описал приём несовпадения контура и пятна. Ну чем тебе не сэоинагэ, "бросок через плечо"? Однако изучение приёма в дзю-до НЕ есть изучение схемы. Во время изучения приёмов что нас заставлял делать тренер? да тоже ДУМАТЬ. Упражнение ли, схватка ли... ты должен делать всегда одно, - думать. И никакого тебе разделения на алгебру и гармонию.
Вот я и рисую теперь так. Когда я сажусь за лист, я повторяю себе одно и то же. "Думай!", говорю я себе. "Думай, думай, ДУМАЙ!" Для меня рисование - процесс мышления, исключительно процесс мышления. Руками, глазами, материалами, всем телом. Творчество, повторяю, это продвижение к цели в неизвестной, грозной, сопротивляющейся среде. До эмоций ли? До самовыражения ли? - когда ты сидишь над листом и мучительно воплощаешь идею. Эмоции и самовыражение - это для тех, кому нечего сказать. А у того, кому есть что сказать, всегда есть ЗАДАЧА. И ему ему надо эту задачу во что бы то ни решить. Вот и всё. Во время рисования я запрещаю себе эмоции. Нет, потом уже, когда рисунок готов, окончен, сделан, я тоже могу над ним чувствовать, переживать. Точно так же как любой зритель. Да для этого я их и рисую, в сущности. Но это потом, ПОТОМ. Во время самого рисования давать волю чувствам нельзя - как и во время схватки в дзю до.
Между прочим, в линейном рисунке аналогия со схваткой в дзю-до даже временнАя. В распоряжении тот же интервал времени - пара минут.
Reply
Reply
Но я лишь добавлю, что ещё на первом курсе института наш преподаватель Сергей Николаевич Шильников говорил нам не один раз, что живопись(он вёл у нас живопись, но его слова относились к искусству вцелом) сродни боксёрскому поединку, и если ты отвлечёшься хоть на секунду, то будешь отправлен в нокаут.
Reply
В обычной жизни, ведя разговор, во-первых, знаешь про собеседника наперёд очень многое, а во-вторых видишь его глаза, реакцию, - тебе понятно, где остановиться, где продолжить. В сети же остаётся или перебрасываться мнимо-мудрыми афоризмами или катать речь, подробно излагающую твою позицию, на два часа. Во втором случае я чувствую себя спокойно - исполнил долг. Но времени это отнимает много, а смысла в этом почти нет.
Reply
Reply
Reply
Reply
Всё что я хотел сказать - это что считаю рисование процессом мыслительным, разновидностью мыслительной деятельности, и полагаю, вопреки Рыжкину и многим, что эмоциям и самовыражению в рисовании не место: выйдет фуфло.
А чтобы объяснить, что мышление, на мой взгляд, не сводится ни к логике, ни к "грамотному применению правил и схем" я и нагородил всю эту лирику про дзю-до. Я взял дзю-до потому, что мой жизненный опыт не слишком велик - он сводится к дзю-до, математике и ещё паре вещей. Но я не могу приводить в пример математику, потому что её обычно мало понимают и очень боятся. На самом деле и в ней то же самое - мышление на глубине своей не есть логика. Если уж определять его одним словом, я бы выбрал "фантазия".
Reply
Давайте так: неохота оставлять вопрос не выясненным и недосказанным, поэтому в ближайшее время, либо после выходных, напишу сюда по возможности наиболее полный список основных терминов с расшифровкой, затем сверю с вашими, и только потом напишу свою точку зрения.
Reply
Алексей, не мучтесь, не трудитесь. Главное, мне кажется, я понимаю уже сейчас. Для Вас, в отличие от меня, рисование не есть род мышления. Это если привязываться к терминологии, которую навязал Вам я. А если не привязываться, если говорить Вашими собственными словами, то Ваше кредо совершенно ясно сформулировано девятью постами выше, во фразе "Вообще, моя позиция здесь такова, что ..." и далее до слов "...без души."
Очень сомневаюсь, что я как-то неверно истолковываю термины, которые Вы употребили в этом кредо. Вы старались сказать понятно - и сказали, по-моему, совершенно понятно.
Это вот я, дурень, зачем-то принялся возражать и затеял полемику, которая меня самого теперь тяготит.
Reply
Reply
Leave a comment