Лебон об убеждениях/предубеждениях, окнах дискурса и апостолах

Oct 07, 2024 22:40

Убеждённый* человек, над которым господствует какая-нибудь идея, религиозная** или другая, не приступен  для рассуждений, как бы основательны они ни были. Всё, что он может попробовать, это ввести путем искусственных мыслительных приемов и часто путем очень больших искажений опровергающую его мысль в круг господствующих над ним понятий. […]

[Spoiler (click to open)]Будет ли это научная, художественная, философская, религиозная, одним словом, какая бы то ни была идея, распространение её совершается всегда одинаковым способом. Нужно, чтобы она сначала была принята небольшим числом апостолов***, которым сила их веры или авторитет их имени дают большой престиж. Они действуют тогда более внушением, чем доказательствами. Но в достоинстве какого-нибудь доказательства следует искать существенные элементы механизма убеждения. Внушают свои идеи престижем, которым обладают, или обращаясь к страстям, но нельзя произвести  никакого  влияния, если обращаться только к разуму****. Массы не дают себя никогда убеждать доказательствами, но только утверждениями, и авторитет этих утверждений зависит от того обаяния, каким пользуется тот, кто их высказывает.

Когда апостолы успели уже убедить небольшой кружок своих учеников и образовали таким образом новых апостолов, новая идея начинает входить в область спорного*****. Она сначала поднимает против себя всеобщую оппозицию, потому что сильно задевает много старых и установленных вещей. Апостолы, её защищающие, естественно, возбуждаются этой оппозицией, убеждающей их только в их превосходстве над остальными людьми, и они защищают с энергией новую идею не потому что она истинна, чаще всего они ничего этого не знают, но просто потому, что они её приняли. Новая идея тогда всё больше и больше обсуждается, т.е. в действительности принимается без оговорок одними и отвергается без оговорок другими. Обмениваются утверждениями и отрицаниями и очень немногими аргументами, так как они не могут служить единственными мотивами принятия или отвержения какой-нибудь идеи для громадного большинства людей, как мотивы чувства, в которых рассуждения не могут играть никакой роли. […]

Гюстав Лебон, Психология народов и масс, СПб, «Макет», 1995 г., с. 105-110.
Цитируется по Распространение идей и развитие культур по Гюставу Лебону.


ОТСЕБЯТИНА:

[Spoiler (click to open)]* Убеждение/предубеждение -- это как разведчик/шпион. У меня правильные убеждения, у всех остальных неправильные предубеждения. (разные дискурсы, модели, парадигмы, онтологии...) Нужно биться в стену/забор его предубеждений, чтобы сломать их. И наоборот. Для чего? А для чего тогда жить?

** см. 3 иллюзии мышления
Идеологи здесь тоже рядом. Хотят, чтобы люди перестали рассуждать, а беспрекословно следовали догматам.

*** Альтшуллер упустил этот момент в своей ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности), но Злотин уже исправил этот недостаток в своей ЖСТК (коллектив!). Нужно создавать свой круг:  см. мерсенновские кружки, могучая кучка Мусоргского, абрамцевский кружок, Венский кружок и т.д.

**** см. 3 иллюзии мышления ещё здесь.

***** область спорного -- см. предыдущий пост об окнах дискурса. (в эту игру можно играть вдвоём;-)))

основы Непонимания, апостолы, фио-Лебон, дискурсы, предубеждения, убеждения

Previous post Next post
Up