Опять начну с замечания. Картин с изображением Афродиты-Венеры не много, а очень много. Редставить их все - задача непосильная. кроме того, меня интесовало другое - эпизоды, с ней связанные.Ибо когда человек видит надпись на картине "Венера", он понимает о ком идет речь, но название картины даже "Венера и Адонис", может поставить его в тупик, ибо он не знает сюжета их взаимоотношений. не говоря уже о таких именах, как,например, Кадм и Гармония.
Поэтому , извините меня, что я не представил вам всех Афродит и Венер, хотя, поверте мне сделал бы это с удовольствием, ибо что может быть прекраснее женщины! Ну вот, мы с вами и добрались до богини, о которой смело можно сказать, что она, а не Зевс правит миром.
Как вы уже догадались, речь идет о богине любви - Афродите. Правда, большинство знают ее под именем Венера. Так или иначе, но власти богини любви подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия.Афродита, как и многии боги не довольствовалась только одной ипостасью. Она и богиня красоты, плодородия, вечной весны и жизни. Она - богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Скажем так - самая популярная богиня у женщин.Тем более, што и вела она себя, как настоящая женщина. была замужем за Гефестом, но когда муж застукал ее с Аресом, ушла к нему. Мимоходом имела еще нескольких любовниковиз богов и смертных. Боги - Дионис и Гермес, смертные -Адонис, Анхис..
Тициан "Венера Урбинская" 1538 г.
Джорджоне "Спящая Венера", 1510 г.
Диего Веласкес "Венера с зеркалом" ок. 1647-1651
Тициан. «Венера перед зеркалом», около 1555
Ти
Рубенс. «Венера перед зеркалом», 1612-1615
Ботичелли "Венера и Марс" 1483г.
Тициан "Марс, Венера и Амур" 1530г.
Веронезе "Венера и Марс" 1575г.
Но сначала рассмотрим ее атрибуты.
Цветы и деревья: мирт, розы, мак и яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии;
Животные и птицы: воробьи и голубки,дельфин,заяц(символ плодовитости).
Атрибуты - пояс (пояс Венеры - мы о нем говориле в разделе о Зевсе);золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость.
Кроме того, на картинах ее можно видеть в сопровождении диких зверей - львов, волков, медведей, усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.
Свита Афродиты: Эрот(Амур) - бог любви;хариты(грации) - три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности; оры - богини времен года, ведавшие порядком в природе; нимфы - олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов.
Внимание многих художников привлекала история о необычном появлении на свет этой богини. Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на морской раковины на остров Кипр -, где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры, которые увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.Изображение выходящей из моря Афродиты называется Анадиомена, что в переводе означает "выныривающая, выходящая из моря".
Начало иконографии Афродиты Анадиомены положила картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма. Но есть предполагаемая копия этой картины - помпейская фреска.
Она довольна проста, но всеже в ней вперрвые появляются те обязательные элементы, которые в дальнейшем использовались художниками в различных комбинациях:
1.обнажённая богиня
2.морское побережье, волны, пена
3.выжимание богиней своих мокрых волос
4.ракушка - одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви
5.атрибуты морской стихии - дельфины, нереиды
6.помощники богини - оры, хариты, ветра (Борей,Зефир).
Практически все эти элементы мы видим в гениальном произведении Сандро Ботичелли "Рождение Венеры" 1485 г.
Обнажённая богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. Пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии,Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти.
Тициан. «Венера Анадиомена», ок.1525
Пауль Питер Рубенс "Рождение Венеры"
Жан Баптист Мари Пьер "Рождение Венеры" 18 век.
Франсуа Буше 1740г.
Франсуа Буше 1750г.
Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке "ню" и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой
Жан Огюст Доминик Энгр 1828г
Антонио Мария Эскивель «Венера Анадиомена», 1838
Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль 1862г.
Александр Кабанель 1875 г.
Вильям Бугро 1879 г.
Жан-Леон Жером конец 19 века.
Одилон Редон 1912г.
Как я уже писал у Афродиты было двое возлюбленных из смертых.
Адонис. Афродита полюбила этого сына царя Кипра Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита все на свете. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно Артемиде. Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.(по Н.Куну)
Франсуа Лемуйен "Венера и Адонис" 1729 г.
Аннибале Карраччи "Венера, Адонис и Купидон" 1590г.
Абрахам Блумарт "Венера и Адонис" 1632г.
Бартоломеус Спрангер "Венера и Адонис" 1597г.
Себастьяно дель Пиомбо "Смерть Адониса"
Хосе де Рибера. "Адонис и Афродита". 1637
Паоло Веронезе. "Венера и Адонис". 1580
Питер Пауль Рубенс "Смерть Адониса" (с Венерой, Купидоном и тремя Грациями)
Хендрик Гольциус "Мертвый Адонис" (другое название - "Стекающая кровь Адониса превращается в анемону")1609г.
Джон Уильям Уотерхаус "Смерть Адониса" 1900г.
Анхис.Был пастухом.Афродита родила от него сыновей Энея и Лира. Афродита велела ему не разглашать их связь, но он выпил вина и рассказал об этом товарищам. За это он был наказан Зевсом: громовержец ударил в героя молнией, но Афродита успела отклонить ее своим волшебным поясом и трепач выжил, но остался инвалидом.Через много лет их с Афродитой сын,Эней спас дряхлого отца - вынес его из горящей Трои. Впоследствии Эней перебрался в Италию и его потомок Ромул основал Рим. А последняя встреча Энея с Анхисом, произощла, когда сын спустился в царство Аида, чтобы повидаться с тенью отца, которую он встретил на Елисейских полях. Нет, нет я не спятил и отец и сын не встречались в Париже. Дело в том, что Елисейские поля (Элезиум) - это часть подземного царства Аида, обитель душ блаженных.Нечто вроде христианского рая.
Аннибале Карраччи "Венера и Анхис"
Александр Убелеский "Эней у Анхиса в царстве Аида"17 век.
Шарль Андре Лоо "Эней выносит Анхиса из горящей Трои" 1729г.
Джиролама Дженго "Эней выносит Анхиса из горящей Трои" 1509г.
1
Федерико Бароччи. "Бегство Энея из Трои" 1598г.
Если уж мы заговорили о детях Афродиты, то вспомним и других.Тем более, что о некоторых из них уже упоминалось.Что интересно, от законного мужа - Гефеста, у нее детей не было.А вот от Ареса, Диониса и Гермеса от 4-х до 7-и детей. По мнению многих авторов, Эрот не только спутник, но и сын богинии.
Ламберт Сюстри "Венера и Купидон" 1554г.
Яков де Гейн "Венера и Купидон" 1608г.
Гверчино "Кронос наставлят Эрота в присутствии родителей, Афродиты и Ареса" 1926г.
Впрочем, тоже пассказывают и о Гименее - божестве брака.
Николя Пуссен "Гименей, переодевшийся женщиной во время жертвоприношения Приапу".1638 год.
Первоначально Никола Пуссен изобразил греческого бога плодородия Приапа с пенисом в состоянии эрекции.
"Затем пуритане спрятали фаллос Приапа. Это то, что мы называем переделками из соображений скромности, и таковые не редкость", - отметила Регина Пинто Морейра, реставратор Лувра с 30-тилетнем стажем, которая и обнаружила эту переделку, в беседе с корреспондентом газеты Folha de Sao Paulo. Она подозревает, что гигантский детородный орган божества "прикрыли" в консервативной католической Испании в XVIII веке.
Кстати, согласно некоторым авторам - Приап тоже сын Афродиты.
От Ареса родила Афродита Гармонию, богиню согласия и олицетворения счастливого брака.Гармония вышла замуж за Кадма победителя ужастного дракона и на свадьбу Гефест подарил ее ожерелье, известное как "Ожерелье Гармонии". Это украшение приносило несчастье всем ее обладательницам Такая хитрая месть Гефеста Афродите. Несчастье, естественно, не замедлило себя долго ждать.Кадм (по его собственной просьбе) был обращён богами в змея, Гармония в отчаянии сорвала с себя одежды и призвала супруга к себе. Кадм, обвив её нагое тело, лизал ей уста и ласкал грудь. Безутешная Гармония обратилась тогда к богам, дабы и её они превратили в змею, что и было исполнено.
Эвелин де Морган. "Кадм и Гармония" 1877г.
Одна из дочерей Афродиты - Тиха(Тюха, Тихея), богиня удачливого случая, мало присутствует в древнегреческой мифологии, но доостаточно известна по древнеримской. В ней ее имя - Фортуна.
Сальвадор Розе "Аллегория Фортуны" 1859г.
Антонио Превитали "Аллегория Фортуны" 1490г.
А еще в детях Афродиты числились и амазонки, и хариты,и Деймос(ужас) с Фобосом(страх). Короче - много детей, хороших и разных.
Как и каждая женщина, Афродита ненавидела и преследовала тех, кто отвергал ее любовь или не восхищался(т.е. пренебрегал ее культом)ею.
Нарцисс.Сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы, которому предсказали,что он будет жить долго, если не увидит своего отражения. Когда ему было 16 лет, его полюбила нимфа Эхо. Прекрасный, но холодный и гордый, отвергнув любовь нимфы, он был наказан Афродитой. Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода и страдания. Когда пришли за его телом, его там не было, но на том месте, где оно должно было быть, вырос цветок нарцисс.
Караваджо "Нарцисс" 1596г.
Франсуа Лемуан "Нарцисс" 1728г.
Николя Бернард Леписье "Нарцисс"
Джон Уильям Уотерхаус "Нарцисс и Эхо"1903г.
Ипполит.Сын героя Тесея и царицы амазонок презирал любовь и предпочитал все свое время посвящать охоте, чем прогневал Афродиту.
Вторая супруга Тесея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тесей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Посейдон неожиданно послал волну на берег, где проезжал Ипполит; кони понесли юношу, и он погиб, разбившись о скалы.
Лоуренс Альма-Тадема "Смерть Ипполита" 1860г.
Наказывала она и женщин.
Мирра. Она воспылала грешной любовью к своему отцу и, пользуясь чужим именем и темнотой, утолила свою страсть - возлегла с ним во время праздника Деметры. Отец, раскрыв обман, хотел её убить, но Мирре удалось бежать. В Сабейской земле она превратилась в мирровое дерево. Илифия,богиня-родовспомогательница, из щели в коре вытащила младенца Адониса.
Маркантонио Франчесцино
Пасифая. Несколько лет не совершала священнодействий Афродите, за что та наслала на неё любовь к быку. Дедал изготовил деревянную корову, в которую забралась Пасифая, и бык покрыл её.От этой связи произошёл полубык-получеловек Астерий, прозванный Минотавром.
Помпейская фреска
Аталанта - дочь Схенея, знаменитая красотою и быстротою в беге. Каждому из искателей своей руки она предлагала состязаться в беге, причём он, безоружный, должен был бежать впереди, она же с копьём следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть. Много юношей пало от её руки, пока Гиппомен, перехитрил её с помощью Афродиты. Богиня дала ему золотые яблоки, которые он во время бега ронял поодиночке. Поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппомен первым достиг цели.
Но он забыл поблагодарить Афродиту; желая ему отомстить, она возбудила в нём такую сильную страсть, что они возлегли в храме Зевса на Парнасе, за что и были превращены во львов.
Гвидо Рени "Аталанта и Гиппомен" 1625г.
Никола Коломбель "Аталанта и Гиппомен" 1680г.
Ноэль Халле "Аталанта и Гиппомен" 1765г.
Однако тех, кто просил ее помочь в любовных делах, она щедро одаривала.Такова история Пигмалиона.Пигмалион был царём острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.
Аньоло Бронзино "Пигмалион и Галатея" 1530г.
Франсуа Буше. "Пигмалион и Галатея" 1767г.
Франсуа Лемуан "Пигмалион и Галатея" 1729г.
Эдвард Берн-Джонс "Пигмалион и Галатея" 1870.
В русской традиции принято использовать греческое имя богини любви (Афродита), пришедшее через Византию, в то время как подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются варианта Венера. Обобщенно два этих варианта можно рассматривать как синонимы.