Первой версией заголовка было «... размышления о выставке», но сразу представилась нудная брошюра, мимо которой хотелось побыстрее пройти :) В этом посте не будет обзора экспонатов с выставки, а только некоторые факты и детали биографий Васнецовых, которые показались мне любопытными и о которых не напишут другие обзорщики этой замечательной выставки в «Новой Третьяковке», которая завершается как раз сегодня, 4 ноября 2024 г.
У большинства взрослых жителей России и пост-советского пространства, не имеющих художественного или искусствоведческого образования и не сильно интересующихся искусством, Васнецов ассоциируется со сказочными и былинными сюжетами - Аленушка, Иван-Царевич на сером волке, три богатыря... Более эрудированные люди назовут еще пару-тройку сюжетов. И все это Виктор Васнецов.
Одно из самых популярных полотен на выставке - "Сирин и Алконост" В. М. Васнецова.
А был еще и Апполинарий Васнецов, такой же признанный, востребованный и столь же высокого уровня мастерства живописец, как и его старший брат Виктор. Я естественно о нем слышала, но с ходу назвать что-то из его работ не смогла бы. Или они для меня сливались в единое целое - собирательного Васнецова.
И в этом нет ничего удивительного для человека, живущего 150 лет спустя и не сильно интересующегося реалистичным искусством 19 века. Братья Васнецовы были современниками, работали на одном «поле», нередко в одних и тех же жанрах и направлениях. Хотя на выставке «Васнецовы» можно было присмотреться и невооруженным глазом увидеть разницу в живописной манере братьев, например, в портретной и пейзажной живописи.
А теперь интересные факты биографии братьев-художников. Обратите внимание на разницу в датах рождения и смерти - она почти одинаковая (7-8 лет). Младший Васнецов родился на 8 лет позже и умер на 7 лет позже.
Симметрия :) Оба достигли зрелости в 19 веке, оба пережили крах царизма в России, смену общественного строя и пожили при советской власти. Причем это не было доживание, а вполне плодотворные годы пусть и в конце жизни. Апполинарий Васнецов в первые годы советской власти, даже возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы!
А. М. Васнецов. "Старая Москва. XVVII век. Спасский крестец. Книжные лавки на Спасском мосту".
Кстати о старой Москве. Благодаря выставке «Васнецовы. Связь поколений» я узнала, что Апполинарий Васнецов фактически был «реконструктором» облика Москвы 17 в. в живописи, причем не на основе личных фантазий, а на основе архивных документов и изображений. То есть художник провел титаническую исследовательскую работу по изучению архитектуры Москвы. Специалисты оценивают степень достоверности его изображений как очень высокую. Экспозиции картин и эскизов старой Москвы Апполинария Васнецова была отведена отдельная часть выставки «Васнецовы».
А. М. Васнецов. "Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века".
Хотя братья Васнецовы не были москвичами - они оба родились в Вятской губернии. И весь 19 век Апполинарий провел не в Москве, поэтому его погруженность в московскую старину тем более удивительна и заслуживает восхищения и благодарности современных москвичей.
Продолжаем расширять художественный кругозор) Оказалось, что Виктор Васнецов помимо своих многочисленных живописных полотен на сказочные и былинные темы много работал над росписями храмов. Началось все с работы над «домашним» храмом в Абрамцево, а завершилось 10-летней работой над росписями Владимирского собора в Киеве. Эх! Знать бы об этом в 2013 г., когда я единственный раз побывала в Киеве!
Многочисленные эскизы и некоторые полноразмерные фрагменты росписи были представлены на выставке «Васнецовы. Связь поколений» в отдельном помещении.
Сразу захотелось подорваться и увидеть эти росписи вживую, но... сами понимаете, что сейчас это невозможно, и будет ли когда-нибудь возможно - неизвестно.
Хотела вместить все мысли о Васнецовых и впечатления о выставке в один пост, но что-то получается слишком длинно. Поэтому о других художниках из династии Васнецовых - в следующем посте о выставке.