Пост в поддержку и вдогонку Дня знаний и выгона детей в школу :)
В августе читала рассказы Токаревой (продолжаю ликвидировать родительскую книжную коллекцию). Не могу сказать, что влюбилась, но мы с ней точно на одной волне. Хотя и поколения и жизненный опыт разные, но все же мы с ней почти современники и общего много. Часто нахожу в ее текстах очень много жизненных наблюдений, совпадающих с моими, нередко слово в слово. Можно сказать, мы с ней «на одной волне». В отличие от Улицкой, которая зачастую пишет о том же - о бытовухе, о тяжкой женской долюшке, и тоже зачастую совпадают мысли, но ощущения «на одной волне» не возникает.
Вернемся к Токаревой. Вот так она описывает почти один-в-один мое отношение к учебе в школе. Хотя опять же, училась я почти всегда на отлично и никаких проблем с восприятием школьной программы не испытывала:
Я училась без особого удовольствия, но все же выполняла свои школьные обязанности. Если надо, значит, надо. Я не представляла, как можно прийти на урок, не сделав домашнего задания.
То же отношение сохранилось у меня и к учебе в ВУЗе (я закончила иняз М. Тореза, в мое время он уже назывался МГЛУ). Удовольствия к изучению аспектов английского языка у меня было безусловно больше, чем к физике, астрономии или биологии в школе. Я больше про отношение к домашним заданиям. Их в лингвистическом вузе очень много. И не делать их невозможно, потому что иначе ты не продвинешься в изучении языка, не получишь навык, который необходимо дважды в год демонстрировать на экзаменах.
Именно поэтому я и учебу в вузе вспоминаю как почти 5 лет каторги: приходилось читать и прорабатывать десятки страниц в неделю на 2 языках, один из которых был «с нуля», еженедельно писать эссе (короткие сочинения), делать лингвистические анализы текстов и т.п. А еще, как и везде, были второстепенные предметы, по которым тоже необходимо было аттестовываться.
В вузе отношение к «домашке» конечно более свободное, чем в школе. Кто-то ее делает от случая к случаю, особенно если регулярно подрабатывает. В этом смысле у студента появляется некоторое оправдание, если ты один в чужом городе и тебе приходится не только учиться, но и работать, чтобы не протянуть ноги. Но некоторые, не из тех кто выживал в одиночку, прямо бравировали тем, что «я работаю и мне некогда делать домашки» - писать эссе, читать тексты, переводить.
Мне такое отношение всегда было непонятно. Если ты уже нашел работу и тебе настолько наплевать на в/о, точнее на его СОДЕРЖАНИЕ в твоей голове - зачем ты зря занимаешь чужое место, которое мог бы занять студент, который очень хотел попасть на бюджет и полноценно учиться? В моем представлении РАБОТА СТУДЕНТА - это его полноценная учеба в вузе, в том числе самостоятельная, включая подготовку к семинарам и письменные работы. А не подработка или стажировка хоть и в ведущей компании твоей отрасли.
Хотя если молодой человек сунулся абы куда, чтобы через 5 лет получить хоть какой диплом, а в случае молодых людей - прикрыться от армии, то ожидать сознательности в обучении от таких, конечно, не приходится... Это уже совсем другая история, как сказал бы Л. Каневский :)