Бамболейо от IKEA

Dec 10, 2020 14:01

История о том, как эко-одержимость, а точнее попытка на ней сыграть или, как сейчас говорят, похайпиться, побеждает здравый смысл и ожидания потребителей. На днях российская Икеюшка анонсировала прекращение выпуска ежегодного каталога. И это известие вызвало многочисленные стоны сожаления у одних подписчиков и бурю возмущения у других - в официальном инстаграм-аккаунте @ikea_rus.



Объяснили это, конечно же, заботой о матушке-природе. Слабые писки в поддержку экологически ответственного решения Икеи прозвучали, но они утонули в море горюшка любителей каталога. В коментах также прошла информация о том, что каталог отменяют не глобально, что на родине Греты Тунберг его продолжат печатать. Я не могу поручиться за достоверность этой информации, но не удивлюсь, если отказ от производства каталога - популистское решение российского представительства IKEA в попытке, например, набрать очки в корпоративной гонке за ежегодными наградами.

Я не фанат ИКЕА, каталог этот несколько лет не держала в руках. Как утверждают в тех же коментах к упомянутому посту, каталога уже несколько лет нет в магазинах. Что не отменяет факта, что каталог классный! На нем выросло не одно поколение "мамкиных дизайнеров интерьера", им не гнушаются и профи. Каталог IKEA - ценный источник идей и вдохновения в создании и улучшении домашних интерьеров. Да, есть электронная версия каталога, но ею неудобно пользоваться - и об этом тоже пишут в коментах. Лично зашла проверить, так как тоже ни разу не заходила в электронный каталог, хотя сайтом ikea.com пользуюсь регулярно.

И действительно: электронный каталог - жалкое подобие печатного. О чем можно говорить, если размер страницы на экране смартфона - в лучшем случае 1/8 от реального? Страницы каталога на сайте мирового лидера отрасли не оптимизирован для мобильных устройств - WTF?! Не хватило бюджета? Все средства ушли на печать тиража? Объективно большинство печатных книг, например, худлит, научпоп, справочники - можно перегнать в электронный формат без существенной потери потребительской ценности, то с изданиями, суть которых составляют не тексты, а иллюстрации, изображения - сложнее. Они требуют крупного формата. Если не А4, то хотя бы А5. Есть ещё и тактильная составляющая. А ещё у бумажных книг и журналов есть уникальное свойство: они не требуют подзарядки).

Подытожу: электронный каталог, который предлагает потребителю @ikea_rus, в его нынешнем виде - эпик фейл. Отнять у потребителя удобный ему продукт бренда, имеющий бешеную популярность, и предложить взамен какой-то невнятной суррогат под прикрытием заботы об экологии - это и есть маркетинговое решение глобального бренда в 21 веке? И эти люди ещё требуют от соискателей на вакансии в маркетинге каких-то успешных кейсов и выполненных KPI. СЕРЬЕЗНОООО?

Если производство каталога стало непомерной нагрузкой для бюджета российского представительства, можно было придумать способы сохранить тираж, да ещё и заработать на нем. Не ставить в свободный доступ, а продавать. И выдавать по запросу при покупке от определённой суммы. Публиковать рекламу. Придумайте варианты получше, вы же маркетологи бренда мирового уровня, природу мать вашу!

В общем, оставлю поклонников ИКЕА скорбеть об утрате каталога, а сама буду скорбеть о своем: об очередном маркетинговом маразме и о крушении иллюзий о потребительском маркетинге как профессии. Как сферический конь в вакууме он очень даже хорош. Но чем дальше 21 век, тем меньше бренды заинтересованы в том, чтобы встроить в реальность заботу об интересах потребителя, которая декларируется в любом учебнике по маркетингу с первых страниц. Установка "прибыль превыше всего", всеобщий цифровой хаос и погоня за сиюминутными трендами пока что ставят на потребительском маркетинге жирный крест.

разочарование, бренд, маркетинг

Previous post Next post
Up