67/871 - что бы это значило?

Jul 20, 2018 01:01

Это еще один вечер в театре и спектакль питерского "Театра поколений" на сцене Театра.doc, 67 фрагментов о 871 дне ленинградской блокады. О постановке узнала случайно и сразу загорелась на него сходить. Хотя просмотр спектакля на такую тяжелую тему, казалось бы, не самое привлекательное занятие для теплого июльского вечера. Интуиция меня не подвела, и жалеть о своем решении мне не пришлось. Сюжеты спектаклей традиционно не пересказываю - не вижу смысла раскрывать карты тем, кто тоже хочет их увидеть. Хотя было немало интересных эпизодов, которыми хочется поделиться.



Чем "67/871" особенно хорош - он, повторюсь, несмотря на трагичную тематику, совершенно не депрессивен, чего я напрасно опасалась. Актеры не играют персонажей тех времен, не погружают зрителя с головой в гнетущую атмосферу блокадного Ленинграда. Они рассказывают нам истории реальных людей, но все-таки в постановке больше искусства, условности, символизма, чем грубого реализма. И эта концепция имеет полное право на существование. Тем более, что документальности в спектакле хоть отбавляй. Никакого сюра и глумления над памятью погибших также нет, так что негативной реакции старших поколений опасаться не стоит.

Интересный нюанс: "67/871" - международный проект "Театра поколений" и... берлинской компании Drama Panorama. В спектакле задействована немецкая актриса Сюзанна Хосс, речь которой либо сопровождается субтитрами, либо последовательным переводом. Ее участие безусловно придает изюминку повествованию о блокаде, хотя не значит, что она задействована исключительно в сценах, связанных с немцами.


Еще нюанс: пьесу для "Театра поколений" написала драматург и директор Театра.doc Елена Гремина, трагически ушедшая из жизни этой весной, спустя полтора месяца после смерти мужа и художественного руководителя этого же театра, Михаила Угарова. Этот год стал для Театра.doc трагичным; надеюсь, театру удастся оправиться от потрясения, достойно продолжить художественную деятельность, впечатляя зрителей новыми интересными постановками. Спектакль "67/871" по пьесе Елены Греминой определенно удался.

Несмотря на аскетичные условия большого зала Театра.doc (кто видел - тот поймет; сцены как таковой нет) и минималистичные декорации, сценография очень эффектная и выразительная. Символизм спектакля складывается из очень простых элементов - булыжников на веревочных подвесах, рассыпаного на полу риса. Спектакль отчасти интерактивный - зрители первого ряда волей-неволей оказываются задействованными в некоторых сценах, но, скорее, пассивно. Да и, честно говоря, не особо хочется заниматься интерактивом - хочется смотреть и внимать.


Откровений о блокаде или особо леденящих кровь эпизодов от спектакля ожидать не стоит, его задача совсем в другом; но врезающихся в память историй немало - и каннибализм, в том числе внутрисемейный, и вариации на тему "что можно съесть, когда есть совсем нечего". И письма фашистского летчика-истребителя, и цитаты из "Майн кампф". Но все высокохудожественно и с большим вкусом. На первом фото поста - эпизод, в котором девочка мучается от голода и ждет 12 часов дня, когда получит от бабушки очередную порцию дневного пайка - пол-литра кипятка и маленький кусочек хлеба.

За приглашение на спектакль "67/871" от души благодарю moscultura и Михаила tushinetc, а также администрацию Театра.doc.

отзыв, театр, досуг

Previous post Next post
Up