СУТИН в ГМИИ им. Пушкина: лестница, плоть и гладиолусы

Nov 07, 2017 10:01

Волею судеб и короткого дня в пятницу, 3 ноября, я побывала с культурным визитом в самом нелюбимом мною московском музее - ГМИИ им. Пушкина (далее Пушка) на ретроспективе известного художника-авангардиста 20 в. Хаима Сутина. Почему нелюбимом - уточню в самом конце поста. Изначально я собиралась наискосок - в Музей личных коллекций на Климта и Шиле, но меня встретила очередь, которая обычно выстраивается в основное здание Пушки, а тут случилась рокировочка. Жертвовать своим здоровьем ради искусства, стоя на морозе, я в принципе не готова, поэтому смело навострила лыжи в основное здание Пушки на выставку Сутина. По счастью, Сутин не так популярен, как Айвазовский, Рембрандт, Ренуар или Кандинский, поэтому очереди не было и вечером в предпраздничный день народу в музее было совсем немного.



О творчестве художника Сутина я имела весьма смутное представление: в памяти всплывали только портреты мрачноватого колорита в весьма своеобразной манере - такие расплывчатые и кривоватые. Моя коллега, не чуждая искусству, даже удивилась, что я собираюсь пойти на его выставку. Коллега предпочитает современника Сутина Модильяни, и я ее прекрасно понимаю. Модильяни в некотором роде более реалистичен и колоритен в портретной живописи :) И портреты Сутина в представленной в Пушке экспозиции меня впечатлили меньше всего - я просто не понимаю такой манеры. Вот это, если что, "Портрет мальчика" :)


Но! кроме портретов на выставке я обнаружила для себя немало интересного и заметно расширила свой кругозор в живописи Сутина. Практически каждая крупная выставка любого художника сопровождается текстами о его биографии, периодах творческого пути, общению с коллегами и т.н. "творческой интеллигенцией", что помогает понять его работы. Не всегда мы эти тексты читаем, но в случае с гражданами авангардистами это просто необходимо, иначе ничего не поймешь. Итак, благодаря просветительской работе кураторов выставки я узнала, что красный цвет является ключевым в палитре Сутина, а объектом его интереса была ПЛОТЬ. Одно время очень любил писать мясные туши (ряд художников славится тягой к написанию мясных туш). И именно картины "Туша быка" и "Туша теленка" являются одними из самых известных и знаковых в его творчестве.


Меня разделанная туша мясного животного в качестве художественного объекта впечатляет мало, а в манере Сутина - еще меньше, т.к. его главным образом интересует сама плоть и цвет. А для обывателя это выглядит как размазня, отдаленно напоминающая тушу. В этом плане "Туша быка" Рембрандта меня куда более впечатляет, т.к. она выполнена в реалистичной манере. Но в целом я все равно не в восторге, это было мимо меня :)

Зато у нас с Сутином обнаружилась одна общая тяга к... ИНДЕЙКЕ :) индейку в составе натюрмортов и просто тушкой он тоже любил пописывать, как и другую птицу - кур и фазанов. Подозреваю, в период безвестности, он по финансовым соображениям не мог позволить приобретать для мастерской туши крупного рогатого скота. Тут, с моей стороны, тоже без восторгов. Зато я узнала, что натюрморты - одна из специализаций Хаима Сутина, помимо известных многим портретов. И в то время, как состоятельные художники могли позволить себе писать мясные туши, бедные художники-натюрмортисты в 20 веке писали селедок и чуть ли не килек в томате. В общем, на выставке Сутина в ГМИИ Пушкина, кроме своеобразных портретов вы также сможете полюбоваться на натюрморты с дохлой птицей, рыбой, туши птицы и крупного рогатого скота. А вот вам натюрморт со скатом:


Вглядитесь в морду ската - разве она не прекрасна?

А это "Портрет моих кроликов" похоже на кролика:


А еще Сутин рисовал ГЛАДИОЛУСЫ! Это одна из самых известных его картин + опять же знаковый красный цвет:


А теперь перехожу к самой приятной для меня части выставки Сутина. Оказалось, что Сутин - великолепный пейзажист. Меня очень впечатлили и колорит - в отличие от мрачных портретов и натюрмортов он гораздо более позитивный, местами яркий и сочный, и сюжеты, и природа - Сутин писал в основном пейзажи юга Франции - Кань и Сере. Покажу вам, наверное, самый знаковый его пейзаж - "Красная лестница в Кань". Здесь стоит вспомнить про красный цвет - любимый цвет художника, который в живописи идеально структурирует пространство:


Это чуть ли не первый случай, когда мне захотелось иметь такую картину дома :) В отличие от большинства полотен других художников, которые я не вижу в пространстве небольшой квартиры или комнаты 15-20 кв. м. "Красная лестница в Кань", с одной стороны, мощная и впечатляющая по композиции, колориту и всему, что туда вложил художник, а, с другой стороны, камерная и уютная, не подавляет интерьер, не угнетает психологически, не является энергетическим вампиром.

А также один из пейзажей, который меня впечатлил больше других - "Платаны в Сере":


Концепция выставки Сутина в ГМИИ им. Пушкина такова, что вместе с работами самого художника представлены картины других живописцев: либо тех, на кого ориентировался сам Сутин в своем творчестве, либо те, на кого его творчество оказало огромное влияние. Мне было очень интересно узнать, что под влиянием Сутина оказались такие корифеи современной живописи, как Джексон Поллок и любимый неутомимой галеристкой Дашей Жуковой Марк Ротко (и они не единственные). Правда, по картине Поллока, представленной на выставке Сутина, я бы ни за что не угадала, что он писал ее под влиянием творчества Сутина, но спасибо кураторам выставки, что подсказали :)

В начале поста я упомянула о своей нелюбви к ГМИИ им. Пушкина. Отзыв о выставке "Хаим Сутин. Ретроспектива" хочется закончить на позитивной ноте. Поэтому негатив прячу под спойлер и думаю посвятить ему отдельный пост, как немытым окнам в Третьяковке на Крымском валу. Кому понравился мой пост об искусстве или кто планирует посетить эту выставку - ставьте лукас или отмечайтесь в коментах.

[За что я терпеть не могу Пушку на Волхонке]Всегда терпеть не могла Пушку за атмосферу совкового колхозана. С 90х гг., по-моему, ничего не изменилось: мягко говоря, нелюбезные гардеробщицы и главное зло - оголтелые бабки-смотрительницы, благодаря которым в залах царит напряженная атмосфера строгого режима. Так это все достало!

отзыв, искусство, досуг

Previous post Next post
Up