Апроприация в русском рэпе с Артемом Рондаревым

Jun 09, 2017 15:01

Уже имела честь доложить вам о том, что первое воскресенье июня выдалось у меня невероятно культурным. Отчет о посещении вечера гитарной музыки в исполнении Артема Дервоеда я опять же публиковала. Сегодня - вторая часть, отчет о посещении невероятно интересной лекции о рэпе в исполнении известного культуролога, музыковеда и журналиста Артема Рондарева, которого помню с 90х гг. - со времен подписки на "МК" и чтения там его публикаций о тогдашней российской эстраде. Кстати, своеобразный Артемов день получился - и на гитаре играл Артем, и о рэпе докладывал Артем :)



О лекции "Русский хип-хоп: стратегии апроприации" случайно узнала из рассылки Timepad. [Если кто не в курсе]Если кто не в курсе - загляните к ним на сайт, там не только по Москве и Питеру публикуется афиша мероприятий, но и по другим городам. Тематика самая разная - от концертов и выставок до тренингов и лекций культурной тематики, как платных, так и бесплатных. Название заинтриговало, по времени и по локациям оба мероприятия очень удачно сложились одно после другого. Более того, лекцию Артема удалось записать на диктофон, так что у кого есть желание - приобщайтесь по ссылке в конце поста. Артем читает очень здорово: в хорошем темпе, содержательно, насыщенно и без "воды". Для тех, кто не будет слушать запись и для всех, кто хотел бы знать, о чем там вкратце - читайте дальше :)

Из интересного: Артем раскрыл суть феномена, почему черный брат с десятками миллионов долларов на счету зачитывает телеги о трудной жизни, о проблемах, которые вроде как его волновать больше не должны. Оказывается, он говорит не от своего имени, а представляет интересы, чаяния и проблемы "братвы", коммьюнити, гетто, социальной группы и т.п. Таким американский рэп был изначально, таким он и остался, это одна из его концептуальных составляющих. [А у России, как всегда, свой путь]А в России, к примеру, рэп не имеет такой социокультурной составляющей, у нас репер говорит чаще всего исключительно от своего имени и редко представляет интересы какой-то локальной социальной группы. Нет у нас в полном смысле этого слова гетто и нет притесняемого меньшинства, в недрах которого зародился протест, выражаемый в т.ч. посредством рэпа. У нас рэперы - это представители довольно однородной социальной группы, грубо говоря, большинства.

[Граффити]Граффити
К вопросу о протесте притесняемого меньшинства. В начале лекции Артем определяется с терминами "рэп" и "хип-хоп" и напоминает, что хип-хоп - это культура, включающая в себя 3 составляющие: граффити, би-боинг (брейкданс) и рэп. Я не знаю, вы в курсе или нет, но я как-то об этой сути граффити никогда не задумывалась: оказывается, суть граффити не в том, что мы - уличные художники-неформалы, нам нужны большие стены, вот, мы нашли такую стену, давайте-ка ее разрисуем. Суть граффити изначально была в противостоянии городским властям (муниципалитетам). "Забивая" стену граффитист как бы делает ее своей, метит территорию, заявляя на нее права. Муниципалитет ее закрашивает, т.е. не признает претензий меньшинства. Граффитчики вновь выходят на "тропу войны". Так что сотрудничество граффитчиков с местными властями, получение разрешений на роспись стен и других объектов, согласование эскизов, что иногда случается в России в наши дни, по сути нонсенс для культуры граффити.


[Еще пара особенностей русского рэпа]Лирика, гоп-рэп и русский шансон
Еще немного о культурных особенностях русского рэпа. По мнению Артема, в силу того, что русский рэп - рэп индивидуалов, представляющих исключительно свои взгляды и интересы, он гораздо более лиричен и сентиментален, чем рэп американский, для которого сантименты нехарактерны в принципе. Еще для ряда рэперов характерна близость к русскому шансону. Для таких случаев есть термин "гоп-рэп". И шансон, кстати говоря, в России как раз берет на себя функции американского рэпа. Вот русский шансон как раз представляет и обслуживает интересы тех самых локальных групп и комьюнити (зон) + сочувствующих. А рэп в России хоть и набрал популярность с начала 2000 г., но концептуально он - не пришей... кобыле хвост.


[Об Оксимироне] Об Оксимироне
Очень четко и интеллигентно Артем прикладывает одного из самых ярких представителей российской рэпчины - Оксимирона :) Я пыталась слушать его самый первый альбом, и еще тогда поняла, что это не для меня. Окси жонглирует словами и образами, но за этими словами и образами не стоит ровным счетом ничего, кроме жонглирования. Все красиво, колко, местами хлестко, но... ни о чем. Артем примерно то же самое, но более красиво сформулировал. Оксимиронов рэп он назвал ... "хрустом французской булки" :) на конкретном примере одного из треков с последнего альбома. Т.е. мэн читает не просто о чем-то о своем о личном, а о том, чего нет, о каких-то своих иллюзорных мирах, что само по себе имеет место быть, только это уже не рэп.


Кто хочет более четко и предметно - слушайте запись лекции.

А вот этим замечательным треком лекция завершилась. Как оказалось, это не просто угловатый перепев известного хита, а многоуровневая ирония :)

image Click to view



отзыв, лекция, мероприятие, 2017, их нравы, досуг, музыка

Previous post Next post
Up