Сегодня у нас гостевой пост от писателя Юлии Кузнецовой. Так получилось, что сначала мне попадались на глаза её книги, я часто встречала рекомендации
"Расчитайки", которая обещала научить читать, а потом мы познакомились в инстаграме. Я не могла упустить такой шанс и попросила о гостевом посте. Юлия расскажет о 12 элементах, из которых состоит её подход, а по ссылке в посте вы сможете скачать её отличную инструкцию: как сделать домашнюю книгу для своего ребёнка, чем её дополнять, как эта работа может заинтересовать даже школьников. Читайте, задавайте автору вопросы, делитесь с друзьями и, конечно, создавайте свои "домашние книги". Передаю слово автору!
Меня зовут Юлия Кузнецова, я писатель, автор 22-х книг, а также курсов по чтению и писательскому мастерству для детей и взрослых. Моё любимое направление в работе - это помощь с организацией чтения в семье. Одна из моих книг («Расчитайка»: МИФ, 2018) посвящена системе, которую я предлагаю выстроить в каждой семье, чтобы дети полюбили читать.
И вот 12 элементов, из которых эта система состоит:
1) Стоит читать детям вслух, не обращая внимания на возраст.
2) Книги должны быть расположены дома так, чтобы ребёнку было интересно подходить к шкафу.
То есть в доступе у ребёнка должны быть интересные яркие привлекательные книги-картинки или книги о тех героях, которых он любит, обязательно домашняя книга. Книг не должно быть много, лучше выложить 4-6 и менять "экспозицию".
3) Книги нужно отбирать, прежде всего, руководствуясь интересами ребёнка и его читательскими навыками (скорость, умение справляться со сложными словами, восприятие текста и т.д.)
4) Родителям стоит читать книги так, чтобы дети это видели.
Важно хотя бы 5 минут в день держать перед глазами свою собственную книгу, чтобы у ребёнка закрепился визуальный образ читающего родителя.
5) Книги надо не только читать, их необходимо обсуждать с ребёнком.
6) Чтение должно быть встроено в режим.
Определитесь, когда вы читаете ребёнку вслух: днём или перед сном? Внесите эти полчаса в семейное расписание. Определите время, которое есть у ребёнка, чтобы читать (часто у ребёнка столько домашних заданий или кружков, что он просто не может найти время посидеть с книгой).
7) Старшим детям подходит правило «получаса чтения» - когда все, включая взрослых, откладывают в сторону гаджеты и читают.
8) Взрослым стоит обсуждать свои книги при детях.
9) Детям часто помогают поддерживать интерес к чтению визуализаторы результата - то есть буквально, когда на стенке висит табличка, а на ней - сколько книг они прочли.
10) Мой любимый лайфхак - это домашняя книга, то есть книга о ребёнке, его игрушках, занятиях. На начальном этапе это лучшее средство для поддержания интереса.
Подробную инструкцию по созданию домашней книги и идеи её наполнения можете скачать
здесь.
11) Хорошо, когда рядом есть ровесники, которые разделяют интерес к чтению.
Самый удобный способ найти ровесников - это онлайн-клуб по чтению. Для этого можно использовать платформу zoom и группу в вотсапе или телеграме (для организационных моментов). Дети читают книги, а потом собираются перед экранами, делятся мыслями по книгам. Это очень поддерживает чтение!
12) Просмотр кино, театральных постановок по книгам, проигрывание домашних спектаклей - всё это благотворно влияет на процессы чтения.
Если вы внедряете все эти элементы системы в семейную жизнь, то часто «расчитываются» не только дети, но даже и папы, которые прежде предпочитали проводить время с телефоном :)
На курсе
«Зачитаем» мы подробно идем по всем этим шагам (каждому посвящен короткий, на 5-7 минут, видеоурок, текстовое объяснение и задание). Курс помогает родителям разобраться, почему детям трудно или скучно читать книги и как им можно помочь. Главное - это то, что хотя курс посвящен детскому чтению, он помогает родителям лучше понять детей и наладить отношения через чтение книг.
Успехов и интересных вам историй! Задавайте вопросы и делитесь своими идеями в комментариях :)