Про интерес, поэзию и спрятанные сокровища

Sep 06, 2017 08:22



Я в честь начала учебного года со сложной темой.

История первая. Моя дочка начала ходить на малышовые музыкальные занятия. Там всё очень здорово - работа с ритмом, слухом, координацией движений, в общем, то, что надо. Предлагаю попробовать знакомым и никто не соглашается: моему ребёнку музыка неинтересна, он любит роботов / бегать/ читать / гимнастику / лего и т.д.
Собственно, для Алисы там тоже всё в новинку, вне области интересов абсолютно всё. Неблестящее, не-лего, не-барби и даже - о, ужас - нерозовое. Вообще другой мир.

История вторая. Год назад я начала вести курс, который, как я изначально понимала, будет непопулярным - «Русский язык в рифму», курс о русской поэзии. Почему непопулярным? Потому что очень мало школьников любит поэзию, по пальцам пересчитать) Тем не менее, курс я написала.

Потому что уверена, убеждена, что есть какой-то дефект в утверждении «Надо говорить о том, что детям интересно, и учить тому, что им интересно».
Потому что интерес - сложная штука, он формируется под влиянием внешних обстоятельств.
Потому что ничего ниоткуда не берется, если для этого нет условий.
Потому что если неинтересному учить интересно, то у нас есть все шансы на расширение области интересов.

И я писала курс, потому что мне хотелось показать, какой-нибудь классный отрывок из «Евгения Онегина».
Вы замечали, что «Гонимы вешними лучами» очень кинематографичны? Там постоянно меняются крупный и общий планы, мы можем практически увидеть «движение камеры»:

«С окрестных гор уже снега» - общий план, видим панораму издалека.
«Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга» - крупный план, мы видим даже «мутную воду».
«Еще прозрачные, леса» - общий план,
«Как будто пухом зеленеют» - крупный план, разглядываем мелкие листочки.
«Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой» - крупный план.
«Долины сохнут и пестреют» - снова взлетаем над лугом и видим полную панораму.
«Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей» - снова спускаемся вниз, крупный план.




Мне хотелось показать, что Есенин создает звукописью параллельный мир. Вне строчек и слов, параллельно, на заднем плане происходит что-то очень интересное, и эта картина спрятанная, непрописанная словами, интереснее самого текста.

Мне хотелось показать, как Маяковский в «Хорошем отношении к лошадям»...
«и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгруди́лись»
... длинной строчкой показывает вереницу людей, идущих по мосту.

Мне хотелось показать, как в замкнутый круг закрывается стихотворение Блока и как оно вдохновляет сегодняшних читателей.



Как целое стихотворение превращается в одну большую метафору, как можно писать без рифмы и как разглядеть смысл там, где его при первом взгляде совершенно невидно :)

У нас 24 стихотворения разных авторов, и учитель в каждом может показать какой-нибудь спрятанный автором секретик. Внутри каждого есть что-то между строк, везде есть декорации, атмосфера, звуки и запахи. Поэтому слушали, нюхали и рассматривали стихотворения мы дольше, чем читали!



Я писала не для детей, которым интересна поэзия! Детям, которым неинтересно, я хотела показать, куда смотреть. Ведь это правда интересно, невероятно интересно, сама не перестаю удивляться. И самая большая ошибка при встрече - попросить меня что-нибудь рассказать о нашем курсе. Я буду рассказывать долго, с примерами, прыгать по эпохам и размахивать руками. Потому что поэзия - это не рифмы и не ритм, это параллельный мир.
А дети-то не в курсе.

Дилемма. Мы можем построить какой-нибудь курс по развитию речи на основе игры «майнкрафт», например, или попытаться взять за руку и отвести туда, где предубеждения, скука и негативный опыт зубрежки наизусть к пятнице.

Я не против, про майнкрафт я тоже могу, про него проще. Куда проще прийти на урок с гарантированной лояльностью, чем пробивать стену первоначального недоверия и предубеждения. Но если идти только за интересом, мы можем никуда не прийти, без временных выходов из зоны комфорта роста не бывает. Мы можем после приключения с вызовом вернуться в зону комфорта и пойти дальше за интересом, ровно до следующего приключения с вызовом, и это стратегия, которая расширяет границы.

Мне бы хотелось, чтобы дочка выросла без страха пробовать новое, чтобы могла посмотреть по сторонам и попробовать что-то нехарактерное для себя, но это мои личные пожелания. Расскажите, как вы видите эту тему? Стоит ли выходить за рамки интереса ребенка или лучше оставаться в этом безопасном русле, как сейчас часто советуют в «Меле» и на других образовательных ресурсах. Идти всё время за интересом, даже уйти на домашнее обучение, чтобы не отвлекаться на посторонее вне интересов - это же очень модная тема. Мне кажется, от ответа на этот вопрос зависит и стратегия обучения, и отношение ребенка к самообразованию и образованию в принципе.

билингвизм, онлайн-проект, стратегии обучения

Previous post Next post
Up