Учим историю: "Имена России"

Feb 22, 2017 07:45


Если вы планируете изучать историю России со школьниками, то уже знаете, что подходящие пособия для детей, которые учат язык вне России, найти непросто. Мы можем брать детские энциклопедии, учебники для русской школы,  дополнять это все страноведческими материалами РКИ, документальными фильмами, статьями и самодельными упражнениями) В итоге у всех ( Read more... )

РКИ для подростков, подростки, уроки РКИ, страноведение, история, учебники

Leave a comment

asakura_sama February 22 2017, 07:43:40 UTC
Это хорошее пособие по казенному языку, общественно- политическим штампам, которые попадутся на экзаменах на высоких уровнях, в справочниках и новостных передачах.
У нас на подфаке такие делали преподаватели для студентов.
Проигнорировать этот кондовый язык в текстах не получается, ребенок на третьей минуте чтения уплывает - я попробовала готовиться к аттестации по истории России за 4 класс, там есть такая тема: героиРоссии от древней Руси до современности, по портретам узнать кто, когда и что сделал.
Это тот же " Крокодил", только в истории, а не природоведении)))



Reply

asakura_sama February 22 2017, 08:02:05 UTC
И да, историю надо учить до того, как читать это пособие. А оно- для трудных слов, пересказов, это работа с исторической и политической лексикой. У нас на первом курсе универа был такой блок: общественно- политическая лексика. У нас это были мерзкие статейки из газет типа " Правда". Про то как где- то состоялись переговоры у кого- то с кем- то, кто- то сделал заявление о том- то...
Там клеймили и жгли напалмом... тут тоже : посмотрите сколько вариантов сочетаний со словом " политика"))) , в то же время, эта бодяга завернута в приятный исторический фантик, картинку, героическую личность. Уже не так больно, и в принципе очень полезно.

У Улицкой есть серия книг, примерно такого познавательного уровня. В книге про Язык и языкознание блаблабла со всякими вставками- справками приводит читателя к .. книгам Гаспарова. Прямой отсылкой. Вспахали почву, собрали понятия, сформировали рамочки тематические- и идите читать умную книгу. Хочется апплодировать автору проекта. Как она ловко! Сналету взяться за умную книгу не получится. А с такой артподготовкой уже нестрашно.
Вот после всех мультимедийных танцев нам надо 1- вывести ребенка на грамотную письменную и устную речь, как- то заставить пересказывать и говорить на эту тему без мычания. 2- подвести к чтению довольно скучно оформленной литературы научного и общественро- политического характера, взрослой. Иначе все , что раньше читали- смотрели так и останется мультиком.

Reply

asakura_sama February 22 2017, 08:22:01 UTC
Я вчера послушала " конференцию", организованную якобы преподавателями испанского.
Выступал гениальный голландец по фамилии Аа, который " знает десять языков".
Я чуть в ванне не утонула от хохота, когда он с серьезным видом принялся доказывать " почему надо начинать учить языки с испанского", если мы хотим взять за год пять иностранных языков.
Он говорил на таком примитивном, грубом, ленивом и неумном русском, с такими дебильными ошибками в падежах, что так и хочется пойти у него поучиться. Но так самоуверенно! Он так искренне верит, что произнося чистые звуки, он говорит по- русски.
Ни одного " умного" слова, даже международного. Только разговорные. Повторяющиеся , схематичные конструкции. И это не язык презентации, не яык преподавателя или инструктора. Хотя, звучит вполне понятно. Ну, болтает человек. Но ничего умного сказать не смог. Еще и причмокивал как вампир))) кто пойдет у такого умника учиться? Куда он приспособит свой русский? Голову девушкам морочить- и все. А человек пытается продать свои услуги как преподаватель- новатор.

Reply

2lingual February 22 2017, 10:17:18 UTC
"Вот после всех мультимедийных танцев нам надо 1- вывести ребенка на грамотную письменную и устную речь, как- то заставить пересказывать и говорить на эту тему без мычания. 2- подвести к чтению довольно скучно оформленной литературы научного и общественро- политического характера, взрослой. Иначе все , что раньше читали- смотрели так и останется мультиком".

Я тоже об этом думаю. Какой может быть алгоритм?
Вот такие пособия в качестве тренировки будут (+ страноведческие рки для высоких уровней, да). Постепенное усложнение энциклопедий, постепенное усложнение документальных фильмов. Что с письмом делать я не знаю. Очень много разговаривать и задавать вопросы, пробовать решать исторические задачи, рассматривать подвиги и "подвиги" через критическое мышление - это для речи.
Как вы планируете работать?

Reply

asakura_sama February 22 2017, 10:41:26 UTC
Вопрос, конечно, интереесный)))
Из- за того, что время у нас дико ограничено, еще и японская школа чудит, как может, я бы хотела какой- то " проектной" деятельности. Взять проект на месяцев 8, не три.
Это не Вам камешек, это опыт говорит.
Потому что все рывками, наскоками, раз в неделю случается.
Я сейчас осваиваю one note, туда можно подтянуть разные источники в тему, спланировать занятие. Вот , была у нас аттестация . Месяца два на историю России. Очень кстати были эти имена. Но мамадорогая, каждая глава- это чуть не месяц занятий! Если по "развнеделю".
Поэтому, только пролистать. Поклеили портреты на линии времени. Прекрасно... а толку ...
Самое смешное, что в следующем году предполагается школой история древнего мира, и уйдут наши имена... а древний мир нужнее, потому что и в японской школе они подтянут его, но в шестом классе. Поэтому не хочу я ни шумеров, ни месопотамий. Конфликт у нас.
В 11-12 лет я бы брала книги типа " рассказы о петре первом", о Суворове, читала бы " Бородино" и ... потом на два года это все рухнет в пропасть, потому что будет сплошной древний мир, египты и китай. Нужны битвы, " умная политика", рабство и пытки, объединение земель, возникновение единовластия... тогда, " имена" откладываются на 13-14 лет . Ближе к экзаменам, к средневековью и новому времени. Или рвать его на периоды, и регулярно возвращаться, когда пришло время поговорить об эпохе. Удержать бы в памяти.

Посмотрите, к 16 годам какого уровня вопросы ставятся. Это к тому" каким письмо должно быть"https://drive.google.com/open?id=0B5oy9WqT4n1GQlFyRGhrQ0xIWmc
У меня где- то пятый класс был, там более - менее так же поставлены вопросы.
Объясни- докажи.
Причина- следствие
В айби экзамене по русскому это тоже присутствует.
Я думаю, что когда распинаемся с древним миром, придут заветные 14 лет, и вот там это пособие послужит для всякого убедительного письма и вдумчивого чтения.
Если бы я не была привязана к аттестациям, и было бы свободным планирование , да еще не шесть тренировок в неделю, то взяла бы проект " история России" на год, с книгами- фильмами, роликами ютьюба, беседами и " письменными практиками". Потому что вся эта чудесная лексика появится в основной школе годам к12-13. Будут ли они учиться по японской школе - когда идет история по периодам параллельно во всех концах света, или будут ли они скакать от рыцарей к битве в Арденнах, как в международной школе, или уткнутся в европейские войны, как в Го... неважно. Язык весь пригодится.

Reply

asakura_sama February 22 2017, 11:13:35 UTC
Мне самой ужасно лениво разрабатывать вопросы с обязательными " сравни, обоснуй, бъясни, прокомментируй "., пробовать, переделывать, переписывать.
Удобнее в принципе тетрадки типа таких




Под них подбирать материалы, строить планы. Так как это будет конечной целью.
У меня второй год лежат шаблоны так называемых "language design collaborative"- заданий на анализ прочитанного тем языком, который захотят видеть в экзаменах- тестах.
Поскольку я не вижу пока , куда мне весь этот " обоснуй" девать, они просто лежат.
Я сделала пробный урок, получила похвалу и ушла. Ну некогда. И даже скорее, не видно, куда это приспособить пока. Вот сейчас был первый опыт, первая сложная и многогранная аттестация. Много было сделано не так, неудобно, неправильно. Ясно, что просто прочитать " как книгу" материал не получается. Чтотнадо и читать, и писать. И в тетрадях, и свободно. И схемы рисовать. И писать от слова к тексту. Не проскакивая ступеней. Этим мне понравились разработки Н. Фосс, и География от Златоуста. Но без школьного плана не выстраивается " курс", я не знаю как можно по- другому. Глаза разбегаются. Часто детка плюется и говорит:" я знаю, отстань" на упражнение, но свободно сказать или написать- слабо, все это " знаю" очень условно.
Более того, расписав и разукрасив курс Плешакова, разобрав и Золотую Орду, и открытие Америк, и освоение русского севера, и Птра Первого я радостно спросила: детка, история- это так увлекательно, тебе интересно?! На что детка хмуро пробубнила: нет, мне будущее интересно!

Reply

asakura_sama February 22 2017, 12:20:12 UTC
А мне интересны Кирилл и Мефодий, так что раз- два, села писать. Ну, или подставить что- то из очень ценной книги...

Reply

asakura_sama February 22 2017, 13:21:46 UTC
А у меня только- только интерес разогрелся: к пособию этому подтянулись :
И книга Яна" Александр Невский"- аудиокнига, на разные голоса
И " На поле Куликовом " Тихомирова
И " к Последнему морю" Яна
И "рассказы о Петре Первом " Алексеева
И его же " Рассказы из Русской истории"- это те фоновые истории, которые дадут ощущения знакомства с картинами, образами из фильмов, пособиями типа обсуждаемого тут. Это все имеет смысл здесь и сейчас. Хочу год не торопясь читать- разговаривать- рассматривать- заучивать и писать. То есть, мне эта " история" нужна на два года, а не два месяца.
Просто прочитать учебник или сделать упражнения по тетради не оставляют культурного следа в голове детки. И не присвоит она слова эти сложные, и забудет кого как звали.

Reply

asakura_sama February 23 2017, 07:13:56 UTC
Вот пятый класс
https://drive.google.com/open?id=0B5oy9WqT4n1GVF93bW5DOW5ZZEk

Мне интеесно : как построены тексты, задания к ним

Reply


Leave a comment

Up