Я тут готовлюсь у уроку.... Вырезаю, разрезаю, клею, придумываю сюжет для игры, в которой дети смогут запомнить лексику и поговорить использовать ее в соответствующей коммуникативной ситуации. И времени у меня, собственно, нет, но коллега присылает в скайп идею очередной игры, найденную в интернете: "Игра заключается в том, что учитель пишет на доске слова в единственном числе, а дети по очереди подходят к доске и пишут рядом эти же слова во множественном числе". Игра, блестящий сюжет, азарт! В моей школе эта игра называлась "Куматренко, к доске!"
Игры я коллекционирую.
Самая популярная игра с карточками на закрепление лексики звучит, конечно, так: "Учитель показывает карточку, а ребенок называет слово". Все вы ее наверняка знаете.
Есть еще игры подвижные.
Вот, например,
рецензия на новинку (2015 год!), учебник РКИ "Русский сезон". В ней можно найти сканы учебника с подвижной игрой:
На мой вопрос, в чем, собственно, здесь игровая составляющая, автор рецензии пояснил:
"Она заключается в том, что, бросая мяч, участники игры называют слово (например, банан), а тот, кто ловит мяч, подставляет к нему притяжательное местоимение (например, мой банан). Подкреплять получение знаний физической активностью всегда очень хорошо."
Это тоже старая история, очередная неудачная попытка обыграть "съедобное - несъедобное".
Есть в моей коллекции игры унизительные. И с ними, в отличие от предыдущих, надо бороться. Писать комментарии и объяснять авторам, что эта задумка унижает достоинство ученика, что это несмешно. Вот, например,
конспект урока:
Звенит звонок, дети заходят в класс, становятся у своих парт, и учитель устраивает веселую разминочку в игровой, конечно же, форме:
"- Сядет тот, кто назовет слово на звук «А».
- Сядет тот, кто назовет слово на звук «У».
- Сядете тот, кто назовет слово на звук «И».
- Молодцы. Сегодня на занятии мы вспомним эти звуки и буквы."
Я думаю, почти все почувствовали себя двоечником, который не назвал правильное слово, стоит возле парты, а остальные 30 человек на него смотрят и посмеиваются. Я против того, чтобы ученик заслуживал себе право сесть на стул.
Ну и вишенкой на торте цитата из методички одного известного автора, имя которого называть не буду.
А я пока пойду заканчивать свою игру, потому что мои ученики, видимо, не прирожденные лингвисты, получающие удовольствие от поиска корня слова и составления слов по подобию знакомых. Им почему-то интересны и красочные картинки, и пантомима, и сюжетные игры. Да даже появление мистера Куку на доске помогает им смириться с необходимостью сделать упражненьку - раз уж сам мистер Куку их об этом попросил.