Что делать, если малыш отказывается слушать книжки? Если в его рейтинге интересных занятий с родителями книги (почти) отсутствуют? Вариант “подождать, пока перерастет” мне не нравится ни для двухлетки, ни для пятилетки. Не факт, что перерастет, и приучать к регулярному чтению в 5 лет куда сложнее, чем в 2. В 5 лет у ребенка книга уже может стать частью привычной, повседневной жизни. Но не заставлять же? Нет-нет.
По чтению с нехочухами я, благодаря двойняшкам, могу уже писать диссертацию. И сейчас, с небольшими, но постоянными усилиям, мы уже на том этапе, когда старые книжки дети несут сами, а новыми (о, новые книжки, мой страшный сон еще год назад) с помощью простых уловок можно быстро заинтересовать. Для тех, у кого тоже растёт не большой любитель книг, я составила подборку из моих постов с пояснениями:
- Чтение с нехочухами. Актуально, даже если у вас совсем малыш (1+). Книжки-шумелки в самом нежном возрасте были моим большим открытием, которое ОЧЕНЬ заметно повлияло на развитие Юны и Юки от 1 года до двух. Прием с рассказыванием народных сказок вслух в темноте до сих пор в действии, и дети, благодаря ему, сейчас хорошо знакомы со всеми самыми известными волшебными сказками.
- Читаем сложное. Пост о том, как мы с дошкольниками адаптируем на ходу тот текст, который сейчас они пока не в состоянии усвоить в оригинальном варианте. На примере сказки Пушкина. Самое главное здесь - адаптировать временно, постоянно, с каждым (!) следующим прочтением приближайся к оригиналу, добавляя сложную лексику, увеличивая плотность текста.
- Играем в книжки. Пост про видеоурок, который я очень советую вам посмотреть, если еще не видели (см ниже). Потому что там все мои приемы по несложной и быстрой организации игрового пространства вокруг любой книжки. Про то, как заинтересовать еще до прочтения и многое другое. А в посте читайте примеры того, как можно играть и чему дополнительно поучиться до, во время и после чтения на примере “Трёх поросят”.
Ну и сам видеоурок здесь. Сейчас у нас подходит к концу распродажа уроков и курсов, и вы можете получить доступ по самой низкой цене в году. Советую перед применением на практике с детьми разобрать по моего плану и “ингредиентам” пару книжек. Просто на бумаге. Потом будет гораздо легче внедрять все в полевых условиях.
Для меня самой “Играем в книжки” - это портативный чемоданчик волшебника, из которого я наугад могу вытянуть несколько “ингредиентов”, соединить их и почитать с моей гиперактивной двойней что-то новое. Сегодня я уже подготовила пару бумажных венериных мухоловок для чтения науч-попа про хищные растения + находилку, которая поможет удерживать внимание (нашёл в книжке в процессе чтения то, что есть в моей таблице - ставь штампик). А утром я уже успела их заинтриговать новой книжкой, и это половина успеха))
Выработка привычки к чтению - это же не только про литературу и русский язык. Это про внимание и концентрацию, развитие слухового восприятия, мысленного воспроизведения образов, памяти, мышления. Все эти небольшие усилия того стоят!
Желаю вам новых интересных сюжетов, героев, книжных приключений!