Когда я собралась написать про биовино, я на минутку задумалась, кому это может быть интересно в России. Дело в том, что такое вино вы, скорее всего, не встретите в супермаркете или стоковых винных магазинах, подобным «Ароматному миру». Эта категория вин определенно требует более грамотного и разборчивого покупателя, чем средний российский житель - даже не потому, что вина эти стоят дороже (это не всегда так), а скорее потому, что понятие это в России практически никому неизвестно за пределами узкого круга специалистов. С другой стороны, в профильных винных магазинах практически всегда есть возможность найти что-то недорогое и действительно качественное - надо только знать, о чем идет речь.
Категория товаров, в том числе вин, так малоизвестная в России, на западе уже давно имеет особенный статус. Имидж продуктов со значком «Био» можно описать тремя ассоциациями - это полезно для здоровья, не вредит окружающей среде и это дорого. В Германии слова «экология» и «защита природы» являются значимой частью самосознания всех граждан страны. Следствием этого является тот факт, что нормативные рамки по производству «экологически-безопасных» вин здесь наиболее строгие.
Так что же такое биовино?
Цель экологического виноделия состоит в том, чтобы все работы по производству вина проводить только на территории винодельческого хозяйства и с использованием наиболее безопасных для окружающей среды методик. Это значит, что на виноградниках строжайше запрещено использование гербицидов, химических и синтетических средств для борьбы с насекомыми. Удобрять почву и защищать лозы от болезней виноделы могут только естественно-природными веществами, что связано с большим риском как в отношении качества урожая, так и существования виноградника в целом. Но и это еще не все. Никаких генно-модифицированных растений и микроорганизмов (использование последних сильно облегчает жизнь любому виноделу, особые указания по обращению с отходами производства и ограничения на материалы упаковки (например, запрещено использовать любые пробки, кроме натуральных). Есть даже список чистящих средств, допустимых для использования на предприятии. Кроме того, виноделы должны всячески способствовать увеличению численности и разнообразия животного и растительного мира на винограднике. Не удивительно, что фотографии с таких предприятий выглядят как обложки путеводителя по национальному природоохранному парку.
Конечно, все эти ограничения, при всей своей серьезности, не говорят, каким будет вино на вкус. Но суть в том, что на подобную схватку с рынком, конкурентами и собственными возможностями слабый винодел не пойдет. Очевидно, что сил в экопредприятие нужно вкладывать в несколько раз больше, чем в обычный виноградник, а это неминуемо влечет за собой дополнительную наценку на вино, которую не всегда готов платить покупатель. Поэтому виноделы, которые ввязываются в эту новомодную игру, как минимум понимают, что делают и зачем. Качество их вин говорит само за себя.