Научная мысль в XVI веке

Apr 07, 2013 16:30



Помимо введения в алхимию и герметизм мы разумеется нуждаемся и в общей картине мира того времени.
С одной стороны, сама по себе она безусловно была Библейской. При том что в отдельных регионах тогдашней Европы люди усердно резали друг друга за одно лишь убеждение читать или не читать Ветхий Завет. Впрочем, Герметисты разумеется были сторонниками полного корпуса библейских текстов - тем более что они перекликались с произведениями достославного Гермеса Триждывеличайшего.


Популярной эмблемой становится Nehushtan - бронзовый змей мудрости, которого в пустыне держал в руках Моисей, предвосхищая приход Мессии.
SECUM FERET OMNIA MORTIS.

И вот, Змей познания давал возможность в эти дни активно приобщаться к кладезям античной мудрости, - проверяя наблюдения эмпирикой, что, впрочем, популярности пока не возымело.
Итак,


Авторитетом из авторитетов выступал конечно же Аристотель Стагирит, ученик Платона и учитель Александра Великого.
Натуралист классического периода (жил в 384-322 гг. до н.э.).
Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Долгое время его труды были неизвестны средневековым книжникам. Зато его активно изучали арабы. Переводить арабов взялся Раймонд Луллий. С новообретёнными античными книгами принялись активно знакомиться Альберт Великий, его окружение и ученики.

В частности, метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего.

Причины эти таковы:
1. Материя - «то, из чего».
Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие.

Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий) (идея Эмпедокла):
воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Земля - выражает твёрдое состояние;
Вода - выражает жидкое состояние;
Воздух - воплощает состояние газообразное;
Огонь - состояние плазмы, жара;
Эфир - божественное состояние, материал космических тел.

2. Форма - «то, что».
Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

3. Причина действующая, или производящая - «то, откуда».
Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина - это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

4. Цель, или конечная причина - «то, ради чего».
У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Касаемо первоэлементов потребуется дополнительный комментарий.


Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл из Акрага́нта, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.
Позднее концепция четырёх стихий развивалась такими выдающимися философами, как Платон и Аристотель

По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям.
Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность.

При этом земле ставился в соответствие куб, воде - икосаэдр, воздуху - октаэдр, огню - тетраэдр.
Пятому возможному правильному многограннику - додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который Бог-Творец использовал, чтобы создать небесные тела.




Квадратура первоэлементов по Аристотелю
Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии - определённое сочетание основных качеств - тепла, холода, влажности и сухости:
Тепло + сухость = Огонь.
Тепло + влажность = Воздух.
Холод + влажность = Вода.
Холод + сухость = Земля.

4 элемента вокруг Земли (Terre): Вода (Eau), Воздух (Air), Огонь (Ferre)

В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента, (квинтэссенции) - эфира, или начала движения. Геоцентрическая космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести - земли, воды, воздуха и огня; выше их расположены небесные сферы.


С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:
субстанциональная -
рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
реляционная -
рассматривает существования материальных объектов.

Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего
(от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):
  • неорганические образования.
  • мир растений и живых существ.
  • мир различных видов животных.
  • человек.

  • По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя.
    Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия Бога.
    Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.

    Абсолютное начало всякого движения - божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса.
    По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

    КОСМОГРАФИЯ:
    Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна.

    Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Влияние же геоцентрической космологии Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника (и более того, в умах общественности вплоть до Галилея!).
    Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетарным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд.



    «Сфера» является наиболее совершенной формой во Вселенной.
    Из этого Аристотель выводил шарообразность и Земли, и Солнца, и всех светил. Как и Небесного Свода.
    Позднее Герметисты полагали облик Творца именно шарообразным (как и облик Человека до его воплощения в материи Земного мира).

    Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах окончательное оформление:

    «Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня.
    Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место.
    Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.


    «Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента - эфира.
    Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента.

    Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним,
    а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам.
    Причиной небесного движения является Бог.

    Аристотель рассматривает перемещение как основной вид движения, важным фактором которого является место. Пустоту и хаос он также рассматривает как разновидности места (греч. топос).
    Однако пустоту Аристотель не считал действительно существующей.
    Любое место характеризуется тремя измерениями: длинной, шириной и глубиной.
    При этом Аристотель различает тела и место, поскольку тело может уничтожиться, а место нет.

    Предельным местом всех вещей является небо, которое отождествляется со Вселенной.
    Также Аристотель замечает, что простые элементы обладают стремлением: так огонь стремится вверх, а земля - вниз. Он опровергает тех, кто отождествляет время с движением, поскольку движение может увеличиваться или замедляться, тогда как время всегда постоянно, тем не менее, если нет изменения, то нет и движения.
    «Время есть число движения» (греч. ὁ χρόνος ἀριθμός ἐστιν κινήσεως), заявляет Аристотель.

    Аристотель утверждает существование Перводвигателя, поскольку всякое движение должно чем-то инициироваться. Первое движение Аристотель называет перемещением и насчитывает 4 его вида: притяжение, толкание, несение, вращение.

    Он полагает, что в причиной вечного кругового движения необходимо должен быть неподвижный Перводвигатель (греч. πρώτως κινοῦν). При этом Певродвигателю следует быть единым и вечным. Круговое движение (циклофорию) Аристотель называет первичным и более совершенным, чем прямолинейное.



    Кепплеровская космография

    Грубо говоря, всё это Макрокосм. Внешнее бытие Творения.

    Но внутри у нас всё то же самое, что и вокруг! Все те же реки и моря, все те же звёзды и орбиты. Просто они немного видоизменены сообразно промыслу Творца.

    Итак, несколько слов о Человеке...
    Человек обладает Душой.
    Были споры на тему только ли человек, или он и ангелы, или всё сущее.
    Герметизм, наделённый неопплатоническим окрасом пантеизма, утверждал, что всё сущее пронищывает Anima Mundi - Душа Мира.
    Ведь во всём сотворённом - частичка Творца. А Он - Идеальная Душа.

    Но именно Творец, согласно герметическим трактатам, это ещё и мировой Ум: Mens. Премудрость.
    И это не одно и то же, что Разум-Intellect, вотчина Демиурга.

    Аристотель тоже видел в Идее или Уме (Mens) конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства.

    Для Аристотеля ЧЕЛОВЕК - это прежде всего общественное существо (= «zoon politicon»),
    одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

    Животное может оказаться наделённым Intellect. Это же и свойство демонов.
    Но только Венец Творения способен проявлять Mens. Если этого не делать - в этом деградация и Падение.

    «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел».
    Душа по Аристотелю неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем (наша энтелехия), - это душа.
    Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума.
    Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».
    «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях, безусловно, труднее всего».

    Добродетель для Аристотеля - это внутренний порядок или склад души;
    порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

    Весьма любопытно убеждение о влиянии анатомии человкека на его характер.
    Впрочем, верно и обратное отношение. Начиная с внешних признаков (физиогномика, краниология, отчасти хиромантия) и оканчивая внутренними секрециями.

    Собственно, с античного же врача Гиппократа, через римского классика медицины Галена, имеем учение о ЧЕТЫРЁХ ГУМОРАХ: соков (жидкостей), циркулирующих в организме, - крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы). Отсюда - наука о людских темпераментах.
    Итак,
  • Преобладание желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком.
  • Преобладание слизи (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником.
  • Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.

  • Это не праздное типирование: по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям, вследствие чего, установив верный темперамент, было возможным определить адекватную диагностику.

    Традиционный
    темперамент Сангвиник Холерик Меланхолик Флегматик
    Гуморы: КРОВЬ ЖЕЛЧЬ ЧЁРНАЯ ЖЕЛЧЬ МОКРОТА
    Сезоны: Весна Лето Осень Зима
    Элементы: Воздух Огонь Земля Вода
    Органы Печень Селезёнка Жёлчный пузырь Мозг/Лёгкие
    Качества: теплота и влага теплота и сухость холод и сухость холод и влага
    Древние
    характеристики: мужественный,
    полный надежд,
    любвеобильный вспыльчивый,
    горячный,
    несдержанный раздражительный,
    склонный к хандре,
    унылый расслабленный,
    малоподвижный,
    бесстрастный
    Темпераменты
    Дэвида Керси
    Ремесленник Идеалист Страж Рационал

    К слову о Галене (прим. 130-210 гг.).
    Именно он положил начало фармакологии. До сих пор «галеновыми препаратами» называют настойки и мази, приготовленные определёнными способами.

    Лечение по Галену - правильная диета и лекарственные средства. В противоположность Гиппократу Гален утверждал, что в лекарствах растительного и животного происхождения имеются полезные и балластные вещества, то есть впервые ввёл понятие о действующих веществах. Гален лечил извлечениями из растений, широко использовал сиропы, вина, смесь уксуса и мёда и др.
    В сочинениях Гален упоминал 304 растения, 80 животных и 60 минералов.

    Его цитаты:
    «Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы»...
    «Хороший врач должен быть философом»...
    «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений»...

    Впрочем, прикладная медицина того времени оставляла желать сильно лучшего!
    Рядовые цирюльники и зубодёры оставались в рамках средневекового членовредительства - понятие наркоза оставалось неизвестным. После открытия арабских манускриптов Европа узнала рассуждения Авиценны и Аверроэса, а через них - упомянутых Галена, Гиппократа и предполагаемого Асклепия.


    В ренессансную медицину внесли известный вклад Фичино, Леонардо, Скалигер, Рабле
    и Парацельс. (последний в частности сказал:
    «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза».
    Считается, что он первым сформулировал принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии)

    В середине шестнадцатого века эту науку прославил Мишель Нострадамус. А в начале семнадцатого века - превосходные английские врачи-мистики Роберт Фладд и Артур Ди.

    Но думается, что конкретно о медицине в Елизаветинской Англии нам потребуется сделать отдельный пост ;Ъ
    Оговоримся лишь, что долгое время здоровое тело увязывалось со здоровьем души. Об это м все предыдущие века толковали священники (предлагая нести исценеление исключительно словом божьим).

    Герметисты же говорили, что недуг есть искажение.
    И что в гармоничном Творении искажение не заведётся.
    С другой стороны, будучи поколениями взрощен в мире Материи, человек неминуемо несёт в себе оно искаженеи, разлад. Степень его уменьшения или усиления - исключительно в нас самих.

    Ergo, необходимо делать упомянутые Аристотелем сознательные усилия по внутренней чистоте, и не забывать о гармонии с внешним миром.

    «Что вверху то и внизу»...

    Микрокосм и Макрокосм взаимовлияют друг на друга.

    А в эпоху бесконечных войн, смертей и неверия здоровье искать особенно трудно...
    Но именно в Алхимии видели путь к исцелению Души Мира, а стало быть и к обретению собственной гармонии... Вот почему аксиомы алхимии должны знать и медики, и натурфилософы, и просто небезразличные герои нашего времени...

    медицина, метафизика, натурфилософия, наука, герметизм

    Previous post Next post
    Up