«Послы» Ганса Гольбейна Младшего - структурная семиотика от Антона Нестерова

Oct 21, 2013 12:15

Оригинал взят у ithaca_66 в Английская живопись XVI века: "Послы" Гольбейна I

НЕМНОГО  О "ПОСЛАХ" ГОЛЬБЕЙНА

Когда заходит разговор о "Послах" Гольбейна, прежде всего вспоминают "странное пятно на переднем плане картины", которое под определенным углом обретает очертания черепа.




Деталь броская - но в "Послах" интересна не только она.
Два слова о позирующих.
Название «Послы» картина получила довольно поздно - искусствоведам удалось установить, кто именно изображен на этом двойном портрете, сличив работу Гольбейна с рисунком французского художника Жана Клуэ, на котором с обратной стороны было указано, что моделью послужил Жан де Динтевиль [Jean de Dinteville (1504-1555)]:



В 1533 г. Жан де Динтевиль, которому было "всего" 29 лет, заканчивал свое пребывание в качестве посла при английском дворе.
Проездом на родину, во Францию, к нему заехал друг, епископ Лаворский Жорж де Сельв, 26 лет от роду.
Епископство он получил в 1526 г., когда ему было лишь 17 лет. (Согласно всем правилам, обязанности епископа не мог исполнять человек моложе 25 лет - но король был заинтересован в переводческих и дипломатических талантах де Сельва,  - и церкви пришлось смириться).

Необычна сама композиция двойного портрета Гольбейна, написанного по заказу Жана де Динтевиля.
Очевидно, в составлении программы для этой картины и "настройке" (о чем ниже) астрономических инструментах, разложенных на столе, Гольбейну помогал его друг, астроном и математик Николаус Кратцер, работавший при английском дворе.




Портрет Николауса Кратцера, 1528. Масло, доска

На стеллаже (или столике), о который опираются портретируемые, разложены: внизу - предметы, связанные с земным, дольним миром, вверху - предметы, связанные с миром горним, небом и астрономическими наблюдениями: 2 гномона









Квадрант:




и трикветер:




а также небесная сфера:






Их показания позволяют точно установить момент, к которму привязана представленная на картине сцена: это 11 апреля 1533, Страстная Пятница, 4 часа пополудни.

Тем самым становится понятным присутствие Распятия в верхнем левом углу картины:



В таком случае, композиция, избранная Гольбейном для портрета, явственно соотносится с предстоящими Кресту Богоматерью и апостолом Иоанном:



Грюневальд. Распятие. 1523 - 1524

По сути, композиция "Послов" строится на эффекте значимого отсутствия: в центре ее предполагается, но не изображен, - Крест на Голгофе.



Смелость решений старых мастеров порой поразительна. Решение, выбранное Гольбейном в чем-то сродни тому, что задействовано Мемлингом в его "Диптихе Мартина фон Ньювенхове", где донатор, представленный на правой створке, написан отражающимся в зеркале, висящим за спиной Богоматери.






Мемлинг. "Диптих Мартина фон Ньювенхове". Деталь

Если представить, что портретируемые на картине Гольбейна предстоят кресту, станет понятно, в силу чего в композиции картины присутствует череп.



Гольбейновский череп ясно "прочитывается" внутри картины, если смотреть на него под определенным углом, стоя справа от полотна:







Оптический эффект, использованный здесь Гольбейном - анаморфоза, был довольно известен живописцам той поры.

Так, в одном из францисканских монастырей можно видеть фреску, которая, если разглядывать ее фронтально, воспринимается как пейзаж:




И только при определенном угле зрения она обретает свой "истинный" вид:




На ней представлены Спаситель, Богоматель с Младенцем, апостолы Петр и Павел, св. Франциск, принимающий стигматы... 
Анаморфоза здесь призвана показать тем, кто духовно слеп: они имеют дело лишь с видимостями, не постигая духовную суть вещей. На самом деле, есть лишь ОДИН способ истинного видения. Нет множественности мнений и точек зрения - подлинный облик мира раскрывается только с одной из них.

И ещё пара иллюстраций феномена анаморфоза.

Как анаморфоза работает, можно представть из рисунка венгерского художника Иштвана Оростца:





А вот как это выглядит de visu,  когда плоский рисунок, нанесенный на лист бумаги, лежащий на столе, "собирается" в объем в зеркальном цилиндре:




Современные художники и дизайнеры довольно часто прибегают к этому эффекту. Например вот так - надпись есть только на блюдце, а зеркальная чашка просто "собирает" ее:





А здесь анаморфированный образ "собирается",  когда подставка отражается в  бокале пива:



Ряд современных художников специализируются на этой технике, как,  например, Курт Веннер:



Или Джулиан Бивер:



также см. http://www.liveinternet.ru/users/ily_domenech//post212872694/:

«Дальше об анаморфозе Гольбейна.
Он не был ни первым, ни единственным кто использовал в своей работе анаморфозу.
Мастером ребусов был другой живописец - Эрхард Шён.
А Леонардо да Винчи в своем Codex Atlanticus описывал такое искажение перспективы.
Юргис Балтрушайтис опубликовал в 1955 году свою работу "Анамарфоза" в которой писал и об этой картине: Первое действие разыгрывается, когда зритель входит через главную дверь и оказывается на некотором расстоянии от двух господ, выступающих в глубине , как на сцене . Он восхищён их позами пышностью сцены.»

символиарий, конспирология, история, melancholia, искусство, наработки, любопытно!

Previous post Next post
Up