Религиозная ситуация в Елизаветинской Англии была одной из самых пёстрых в сравнении с прочей Европой, уступая разве что только Княжеству Литовскому. Но именно Елизавете удалось достичь вполне терпимого баланса. Пусть и не без крови, пусть и не без разногласий. Франции это не удавалось очень долго, а Испания от любого диалога на тему веры отказалась решительно и жгуче...
Так всё же, какая ситуация царила на Британской земле? В целом многие наслышаны об отлучении папой от церкви сперва Генриха VIII, затем - Елизаветы... Что Англичан все прозывали протестантами. А бравые мушкетёры, побивая между делом гугенотов, были в курсе об их заморских братьях-пуританах. И герцог Бэкингем дескать один из них. А была ли между ними разница? Для Д*Артаньяна и компании - не было. Что гугеноты, что пуритане - всё еретики. Хотя Портос и давался диву, чего это нужно стрелять и жечь людей только за то, что они поют по французски точно те же псалмы, что и он - на латыни.
И вот, мы посмеиваемся над неискушённостью героев Дюма в тогдашних религиозных конфликтах, но и сами не часто задаёмся вопросом, а была ли вера Елизаветы пуританской? И в чём вообще отличие англиканства от тех же лютеран? или кальвинистов? Те же менонниты, анабаптисты и прочие ортодоксы Пенсильвании приплывали в семнадцатом веке именно из Англии. Но как кто? Как миссионеры - или как беженцы?
Вот давайте проникнемся несколькими познавательными фактами...
При Генрихе VIII в Англии началась Реформация. Причиной Реформации явилась заинтересованность английского дворянства в захвате церковных земель и стремление английской буржуазии сделать церковь простой и дешевой.
Поводом к Реформации послужил отказ папы римского разрешить королю Генриху VIII развод с его первой женой Екатериной Арагонской, тетей германского императора Карла V. Развод короля в конце концов был оформлен парламентов без санкции римского папы, после этого Генрих VIII женился на Анне Болейн фрейлине бывшей королевы.
В ответ на отказ папы Генрих VIII в 1534 году издал акт о супрематии (верховенстве), в силу которого король был объявлен главой английской церкви.
В акте говорилось о неприкосновенности всех старых католических догматов и обрядов; менялся только глава церкви, место римского папы занял король; епископат сохранился и стал опорой абсолютизма. Новая английская церковь заняла среднее положение между католицизмом и протестантизмом.
В 1536 и 1539 годах были закрыты монастыри и конфисковано монастырское имущество - здания, всякого рода украшения, золотые и серебряные ценности и, самое главное, обширные монастырские земли.
Главная цель королевской Реформации заключалась в стремлении завладеть церковными землями, освободиться от опеки римской церкви и подчинить английскую церковь королевской власти. Но конфискованные земли недолго удержались в королевской казне, сразу же став объектом торговли и спекуляции; частично они были розданы королевским фаворитам.
Секуляризация церковных земель имела огромные социальные последствия. На их приобретении разбогатели новые собственники, выходцы из среднего и мелкого дворянства, частью из среды буржуазии. Новые владельцы секуляризованных земель, стремясь повысить свои доходы, сгоняли крестьян с их наделов или повышали ренту до таких размеров, что держателям было не под силу ее платить, и они сами покидали свои участки.
При Эдуарде VI англиканская церковь несколько приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении), но уже с 1553 года, в правление Марии Тюдор, дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая была женой испанского короля Филиппа II, в Англии началась католическая реакция. Опираясь на поддержку Испании, королева восстановила католицизм и начала жестоко преследовать протестантов. Однако Мария не решилась возвратить монастырям земли и другое имущество.
После ее недолгого правления коронная перешла к ее младшей сестре - дочери Генриха VIII и Анны Болейн Елизавете (1558-1603). При Елизавете акт, изданный при Марии, которым Англия возвращалась снова в лоно католической церкви, объявлен недействительным. Собранный в Лондоне собор из епископов подтвердил во всем волю королевы. Обрядные книги, введенные при Кранмере, снова получили свое употребление.
[
пассаж из книги Э.Бартон]:
В 1559 году Елизавета восстановила Реформацию в ее англиканском варианте с помощью «Акта о супрематии» и «Акта о единообразии». Первый документ отменял власть папы римского, опереться на которую так рассчитывала в свое время Мария Тюдор. Второй вновь ввел в употребление единый служебник - «Книгу общих молитв». Документ был направлен против католиков и диссидентов - протестантов, учение которых не согласовалось с общепринятым.
В 36 статьях акта было высказано главное отличие англиканской церкви от католицизма и протестантизма. Приближаясь в догматическом учении к протестантизму, она внешней, обрядовой стороной примыкала к католицизму. В новый символ веры был включен кальвинистский догмат о предопределении.
Против католиков были изданы суровые законы. Католики должны были уплачивать высокие дополнительные налоги. Был совершенно воспрещен доступ в Англию иезуитам.
В 1571 году был издан акт парламента (английский символ веры), провозглашавший Англию протестантской страной. Переход из протестантизма в католицизм был приравнен к государственной измене.
The Snake in the Grass or Satan Transform'd to an Angel of Light
Примечательно то, что Елизавета сумела обуздать рвение палаты общин, отказавшись принять титул верховного главы церкви, хотя она и стала ее верховным правителем, и, среди прочих постановлений, наложила штраф в двенадцать пенсов на тех, кто не посещал церковь по воскресеньям. Это предписание касалось каждого независимо от его убеждений - будь это приверженец римской католической церкви, пуританин, кальвинист или анабаптист.
Некий житель Корнуолла, католик, предпочитавший посещать церковь, нежели платить штраф, мог стойко переносить чтение отрывков из Священного Писания и «женевскую джигу» (так пренебрежительно называли пение псалмов, переведенных на английский язык Стернхолдом и Хопкинсом). Но когда дело доходило до проповеди, его терпение иссякало, и он неизменно выходил из церкви, громко выкрикивая проповеднику: «Когда ты скажешь, что собирался сказать, приходи ко мне обедать!»
Тем не менее англиканская реформа уже начала выполнять свою задачу.
К концу правления Елизаветы «новая религия» стала старой, семейной религией, и впереди уже замаячили скучные пуританские воскресенья следующего столетия.
Впереди были также преследования католиков, которые развернулись в смутные 1580-е годы.
Но, по правде говоря, от них пострадало намного меньше людей, чем во время гонений на протестантов при Марии Тюдор. С помощью «Акта о супрематии» и «Акта о единообразии» Елизавета сумела найти via media для своего народа. Не Риму, не Женеве, а Кентербери суждено было стать английским путем.
Джон Нокс, ненавидевший женщин вообще и Елизавету в частности, говорил, что ее нельзя назвать «ни добрым протестантом, ни непоколебимым папистом». Но сама Елизавета высказалась так:
«Я не хочу открывать окна в человеческие души» - необычайно снисходительное высказывание для правителя того времени.
Действия Елизаветы были продиктованы необходимостью, а не религиозными или личными мотивами, ею двигали только национальные и политические нужды.
За сорок пять лет ее правления на папском троне побывало девять понтификов, и все они, - исключая, пожалуй, Сикста V и трех живших совсем недолго Урбана VII, Григория XIV и Иннокентия IX, - выступали против нее.
Даже Сикст V, который ею восторгался, поддерживал Армаду. Это он однажды заявил:
«Как жаль, что мы с Елизаветой не можем пожениться, - наши дети владели бы всем миром».
Павел IV, занимавший папский престол, когда Елизавета взошла на трон, рассматривал Англию как вассальное государство и, когда права королевы были поставлены под сомнение, потребовал, чтобы она предъявила ему свои притязания на корону. Едва ли можно было найти лучший способ, чтобы навсегда отвратить Англию от лона Рима.
Пий IV смотрел на вещи более реально и понимал, что Англия и Германия потеряны для папства, а Франция находится на грани гражданской войны. В этой ситуации он делал то, что и должен был: поддерживал Испанию.
Однако Пий V издал знаменитую буллу от 1570 года, в которой отлучил Елизавету от церкви и объявил узурпатором.
Это поставило английских католиков в безвыходное положение - верность своей королеве означала предательство собственной веры и наоборот. Таким образом, их запросто могли обвинить в измене. Папская булла, что не удивительно, дала пуританам в руки кнут, ведь когда сталкиваются столь явные противоположности, конфликт неизбежен.
Григорий XIII не улучшил положения, строя козни против Елизаветы и подстрекая Испанию к нападению на Англию через Ирландию.
И хотя Климент VIII, великий миротворец, надеялся - используя Якова I - вновь вернуть Англию под свою опеку после смерти Елизаветы (он пережил ее на два года), он, тем не менее, опоздал на полвека.
Не стоит забывать, что и кальвинисты были настроены против англиканского компромисса и полагали, что новый молитвенник был «выброшен и подобран в куче папистского дерьма» (прочие их выражения были, как правило, ещё "милее"). Они отрицали возможность спасения через веру или благодать и верили, что Бог предопределил всем человеческим существам или вечное спасение, или вечные муки. Кальвинисты считали себя хранителями истины и, убежденные в собственной «избранности», пытались уговорить или заставить других встать на их путь.
Так что католиков обвиняли в измене, а кальвинистов - в ереси. И те и другие подверглись гонениям.
Но именно отсюда берет свое начало сегодняшнее разделение английских христиан на три главных течения: англиканство, нонконформизм и католицизм.
Как уже говорилось, к концу царствования Елизаветы обнаружились некоторые признаки недовольства буржуазии режимом абсолютизма.
Не был парламент доволен и церковной политикой королевы. Часть буржуазии и нового дворянства склонялась к углублению реформации англиканской церкви в духе кальвинизма. Но Елизавета не хотела порывать с епископальным англиканским строем, в котором епископы превращались в наиболее послушное орудие абсолютизма.
WLA amart The Puritan ca 1899 Augustus Saint-Gaudens
Оппозиционные настроения зрели и вне парламента. Наиболее удобной формой, отражавшей недовольство выросших и окрепших буржуазных классов политикой абсолютизма, являлось новое религиозно-церковное направление, получившее название - пуританизм.
Пуританами называли вначале сторонников англиканской церкви, но радикальных её представителей - тех, которые наиболее ратовали за очищение ее культа от пережитков католицизма (само слово пуритане происходит от латинского слова purus - чистый). Впервые название пуритан появилось в 60-е году XVI века. Дальше пошли трансформации.
В 1570-1580-е годы число их в Англии сильно увеличилось. Пуритане в это время уже и организационно начали порывать с господствующей англиканской церковью, выходя из нее и создавая свои особые церковные общины с выборными старшинами (пресвитерами) во главе. Пуританские церковные общины обеспечивали полную самостоятельность в церковных делах.
Таким образом, английская буржуазия и английское новое дворянство начинали свое освобождение в религиозной области с тем, чтобы в дальнейшем перейти к борьбе против всего феодально-абсолютистского строя в целом.
Уже в XVI века в английском пуританстве отчетливо выделились два направления: более правое - пресвитерианское, представленное наиболее крупной буржуазией и крупным дворянством, и более левое - индепендентское, находившее себе последователей главным образом в среде мелкой буржуазии, джентри и крестьянства.
«...У пуритан все почиталось грехом: украшать цветами и лентами майское дерево, выпить за здоровье друга, ездить на охоту, играть в шахматы, носить локоны, крахмалить воротнички, прикасаться к клавесину или читать... Некоторые педанты возражали даже против обучения латыни, поскольку в грамматиках упоминались имена Марса, Вакха и Аполлона.
Все изящные искусства были почти все запрещены, а величавые звуки органа объявлены порождением суеверия... Фанатичного пуританина можно было сразу узнать по одежде и даже походке, длинным прямым волосам, постному выражению лица и воздетым к небу глазам, но прежде всего по особенной манере говорить. То и дело вставлял он в свою речь выражения и слова из Священного Писания.»
Маколей Томас Бабингтон. Англия и Европа: Избранные эссе.
Правительство Елизаветы отнеслось крайне враждебно к пуританам. Пуритане, подобно католикам, подвергались преследованиям. Их, как и католиков, сажали в тюрьмы, изгоняли из страны, подвергали всевозможным штрафам. Но число пуритан продолжало возрастать, свидетельствуя все более о готовящемся разрыве буржуазных классов с абсолютизмом.
Вестминстерская ассамблея
См.:
http://oko7.ru/puritane-i-novyj-svet Любопытный офф-топ:
Примечательнейший персонаж Роберта Говарда Соломон Кейн именно пуританин семнадцатого века - больной на всю голову религиозный фанатик, тем не менее - успешнейший борец с исчадиями бездны. Любопытный типаж в пику аналогичным комиксным Отцам Андерсенам и прочим инквизиторам...