ФЭЙРИ Старой доброй Англии

Apr 30, 2013 10:40



Итак.

Исходя из анонса, англичан вечером Первого Мая ждёт празднование Бэльтайна, что само по себе навевает волшебную тональность.
Но накануне избранных аристократов ожидают во Дворце, где пройдёт тематический бал-маскарад : «Праздник Фей».

Разумеется, пытливые елизаветинцы давно уже прошерстили изображения фавнов, фей и лепреконов - ведь маски и личины будут необходимой частью маскарада.
Но, подстраховки ради, мы также внесём свою лепту к общему визуальному ожиданию.

Однако же, изобразительности мало!

Ведь обязательно возникнет логичный вопрос:
«А как вообще тогдашние британцы представляли себе фей»?
Попутно многих будет грызть хемульская диллема «Какие вообще были виды, типы и категории фэйри?».
Всё это требует хотя бы беглого освящения. Этому и посвятим мы данный пост.

Перво-наперво, тематическое вступление

Какую первую ассоциацию вызывают у обывателя эльфы Елизаветинской Англии? Разумеется, шекспировский «Сон в летнюю ночь».

Вспомним, как там упоминается, что это создания ночи и сумерек, чья власть начинается на закате, а оканчивается не с петухами, как у нечисти, но с первыми полнокровными лучами солнца.





Они компактные: феи-фрейлины Титании прячутся в шляпках желудей, и осиное жало для них - клинок.
Они летают: Титания упоминает, что их забавой часто было охотиться на летучих мышей ради крыльев, идущих эльфам на плащи. Пак-Добрый-Малый способен был в кратчайшие сроки облететь весь мир.

Занятно, - поскольку в сознании викторианского британца слово «эльф» соотносилось именно с этими характеристиками, бедняга Толкин, оперируя этим словом для своей ангело-подобной расы, восклицал «Чума на этого Уилла Шекспира с его крылатыми малютками!»


При этом, хотя в общем и целом феи собой прекрасны, но не ко всему волшебному народцу это приложимо! Тот же озорник Пак/Пэк назван неуклюжим увальнем. Часто его изображали напоминающим рогатого и курносого паниска. Хотя, человек с головой осла для них безусловно чудовище ;Ъ

Но тут возникает вопрос коварного свойства: а точно ли так видели свой волшебный народец соотечественники самого Шекспира? Или описанные персонажи с их свойствами - сугубо его сценическая адаптация? Вальтер Скотт, написавший об этом исследование, резюмировал, что безусловно, на викторианское восприятие фэйри Шекспир оказал капитальное влияние...

Что важно осознавать про Англию и её новоевропейский фольклор?
Для начала - фазы разнокультурных влияний, которые нагромождались и веками питали друг друга.

* Древнебриттский пласт:


Безусловно, базой предстаёт непредсказуемая в своей неуёмности кельтская составляющая.
Мир Иной, в который герой попадает внезапно, едва лишь нарушился шаткий баланс...
Его персонажи величественные и сумрачные - что ирландские Фоморы, что Туата-де-Даннан...
Богини Морриган и Маха, "кровавые вороны войны", полощут в воде кровавые одежды обречённого короля... Проведя же пять дней на Острове Юных Дев, героям ни за что не стоит ступать на землю родного края - ведь там минуло уже пять столетий! И опять-таки, сами волшебные Девы - таинственные и мистические привратницы Мира Иного с их амбивалентными дарами...
Мифологема обитателей Сидов с их коварством пронизывала всё средневековое сознание.

* Древнегерманский пласт:


Альвы. Тёмные и светлые = подгорные карлики и светлые облачные воители, спутники богов... Изначально - одни воплощали в себе змеиное начало, другие - птичье. И никто из них не был ни благим, ни зловредным. Хотя зловредные и разрушительные создания были - а именно, тролли.
Германские мотивы пестрят проклятыми сокровищами альвов, состязаниями в загадках и коварными клятвами... Что бы завоевать их расположение, герою стоит утаить лебяжье оперение очередной валькирии, или зажать в пне бороду очередного карлика...

* Средневековый пласт народного сознания:


С одной стороны - вся потусторонняя сила, это нечисть. Проклятые младшие ангелы, которые мечтают о спасении... Все эти брауни и лепреконы ловят смертных на неосторожности, но всячески мечтают о христианских к себе милостях.
В лесу обитают лешие - гоблины. Коварные весельчаки, вроде немецких кобольдов, они жестоко потешаются над неосторожным путником. Вокруг столько коварства и потусторонней подлости, что средневековый обыватель заучивал тысячи примет на все случаи жизни...

Было ещё осознание постоянного присутствия вокруг демонов и бесов. Нередко "Незримый народец" с этой категорией и связывался. Но представители простонародья с этим бы никогда не согласились, поэтому мнения священников и прочих клириков мы здесь не касаемся.

* Ренессансные отзвуки Античности:


Возрождение вернуло интерес к античности. Отдельным же регионам - подарило это наследие с нуля.
Кентавры и фавны, дриады и фениксы - весь багаж Льюисовской «Нарнии» отсюда! Шекспир не даром так часто оперирует античными именами и образами, хотя полного погружение в эллинство мы не наблюдаем, пожалуй, ни в одной его пьесе.
Среди всех этих терриоморфных существ обитают идиллические создания, родственные Парацельсовым элементалям: эльфы/сильфы и ундины, гноумы и саламандры...
Они миниатюрные и кропотливые. Их деятельность протекает в отведённой им стихие.
И те же эльфы - крылатые опекуны луговых цветов и плодовых деревьев...

И не один Шекспир влиял на это восприятие! Мне видится весьма сомнительным, чтобы Ганс Христиан Андерсен так уж сильно попал под шекспировское влияние... Меж тем, вспомним эльфов «Дюймовочки»!

Итак, воззрения на фэйри времён Елизаветы оказываются изрядно многогранными.
Пора взглянуть на них более пристально...



Ссора Оберона и Титании

Заинтересованных же отсылаем к безукоризненной монографии 1930 года
Latham, Minor White «The Elizabethan Fairies».





Фэйри страшненькие и прекрасненькие

И вообще - всяко-разные:










фольклор, наработки, любопытно!

Previous post Next post
Up