Оригинал взят у
kot_begemott в
Для тех, кто любит русское Моя любимая писательница, Изабелла Шангина (её изумительную монографию
"Русские девушки" никогда не устану рекомендовать - самый ценный источник о взаимоотношениях полов в русской традиционной культуре) выпустила новую книгу,
"Русские дети и их игры". Значительная часть книги - собрание текстов русских детских игр, описаний не слишком много. Наконец-то узнал, что такое "горелки". Буду искать в бумажном варианте.
Отрывки для привлечения внимания:
"ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу Друг другу. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе, об охотнике, ранившим или убившем зверя, об оленихе, потерявшей своих оленят, о весело скачущем воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни.
Хороводные игры исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко, считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились Участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати Лет, когда они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игры, в которых дети по определенному, выработанному традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни. Действительность в них передавалась натуралистично, в ее чисто внешних проявлениях. В игре обычно воспроизводилась жизнь семьи и деревни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим их миром природы. Игра осуществлялась по всем правилам сценического искусства. Дети выбирали себе роли, находили определенное место для игры, приносили необходимые для развития действия и изображения героев предметы. В игре дети, как актеры в театре, перевоплощались, воображая себя действующими лицами в придуманной обстановке.
Драматические игры были интересны как девочкам, так и мальчикам, однако их игры отличались своим содержанием. Мальчики предпочитали разыгрывать сцены охоты на животных и птиц, пьески о рыбной ловли, сражении с разбойниками, врагами, дикими животными. Девочки любили играть в семью, в дочки-матери, в свадьбу и т. п. Характерной чертой драматических игр девочек было вовлечение в них малышей, за которыми они присматривали в отсутствие матерей.
«Курочки»
Играющие берутся за руки и становятся в ряд, широко раскинув руки. Одна из играющих называется «хозяйкой» или «петухом», становится поодаль и обращается к стоящей на одном из концов ряда куме или матке-курице со словами: «Кума, кума, не видала ли мою курочку?» «А какая она?» - спрашивает кума. Хозяйка начинает описывать ее приметы, например: рябенькая, носок крючком, хвостик выщипанный и т. д., указывая при этом на одну из играющих, которая стоит на противоположном крае. Затем со словами «Кшишь, кшишь!» отгоняет ее от играющих и продолжает бегать за ней до тех пор, пока не поймает. После этого хозяйка ставит пойманную рядом с кумой, а сама продолжает ловить таким образом остальных и ставить их на другой конец. После того, как все пойманы, игра начинается снова...
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Игры, во время которых участники двигались в определенном порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок движений определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строилась так, что участники изображали какие-либо архитектурные формы: плетень, ворота, мост, улицу - либо природное явление, как, например, метель, шум ветра, или какой-нибудь производственный процесс. Обычно игра состояла из трех частей: «набора», собственно игры и «разбора». Вначале несколько девочек - инициаторов игры, - взявшись за руки, ходили цепочкой, специальной песней зазывая всех желающих участвовать в игре. Такое приглашение называлось «набором». Затем начиналась собственно игра. В конце происходил так называемый «разбор» - благодарственная песня и поклоны друг другу за участие в игре.
Орнаментальные игры были близки к хороводным и исполнялись в основном девочками...
«Горелки»
Сначала выбирают водака. Его называют «огарыш», «горелка». Водак становится впереди всех, на расстоянии 80 - 160 см от остальных участников игры - горящих. Ему строго запрещается оглядываться назад или смотреть в сторону. Позади него выстраиваются вереницей, попарно, одна пара за другой, остальные игроки, причем пара преимущественно составляется из мальчика и девочки. Затем кто-нибудь один из горящих или все хором распевают: «Гори, гори масло! Гори, гори ясно! Чтобы не погасло! Взглянь на небо, там птички летают!» В это время водак должен взглянуть на небо, а задняя пара отделяется от других, разъединяется, один - направо, другой - налево, сначала идут шагом, обходя стоящих попарно, а поравнявшись с водаком, бегут со всех ног вперед, стараясь соединиться и схватиться за руки, между тем водак не только мешает этому, но старается поймать кого-нибудь из них или даже просто ударить - прикоснуться ладонью, что признается равносильным изловлению. Смотря по тому, кто теперь составил новую пару - опять старая или водак с кем-либо из бежавших, - эта пара становится впереди всех и ловит следующую заднюю пару. Игра продолжается до тех пор, пока все достаточно набегаются..."
За наводку отдельная благодарность
engisdottir