Оригинал взят у
bmpd в
Сбитие российского бомбардировщика Су-24М турецким истребителем F-16 в Сирии Утром 24 ноября 2015 года фронтовой бомбардировщик Су-24М ВКС России при возвращении на авиабазу «Хмеймим» был сбит турецким истребителем F-16 на территории Сирийской Арабской Республики.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации
сообщило, что в Министерство обороны Российской Федерации был срочно вызван Атташе по вопросам обороны при Посольстве Турецкой Республики в России, которому был заявлен официальный протест относительно действий ВВС Турции следующего содержания:
«Сегодня в 9:30 российский самолет, выполнявший боевые задачи по борьбе с терроризмом, был сбит самолетом турецких ВВС.
Российский самолет турецкую границу не пересекал и действовал исключительно по объектам на территории Сирии.
Боевые действия российской авиации велись против незаконных террористических формирований, в состав которых входит большое количество боевиков c Северного Кавказа России.
Попытки специалистов Минобороны России организовать взаимодействие с турецкой стороной по линии экстренной связи успехом не увенчались.
Рассматриваем действия турецких ВВС как недружественный акт.
В настоящее время Минобороны России разрабатывает комплекс мероприятий по реагированию на подобные инциденты.
Боевые действия против террористов в Сирии будут продолжены».
Вечером 24 ноября в Москве состоялось публичное
выступление нового начальника Главного оперативного управления Генерального Штаба Вооруженных Сил России генерал-лейтенанта Сергея Рудского по факту провокационных действий ВВС Турции.
Генерал-лейтенант С. Рудской заявил:
«Сегодня в 10.24 мск. при выполнении боевого вылета над территорией Сирийской Арабской Республики истребителем турецких ВВС F-16 был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М российских ВКС. Предположительно поражение было нанесено ракетой ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения.
Никаких попыток со стороны турецкого самолета связаться или установить визуальный контакт с нашим экипажем средствами объективного контроля не зафиксировано.
Попадание ракеты в самолет Су-24М произошло над территорией Сирии. Место падения самолета находится на сирийской территории в четырех километрах от границы. Экипаж самолета катапультировался. По предварительным данным один пилот погиб в воздухе от огня с земли.
По точным данным объективного контроля наш самолет границу с Турцией не пересекал.
Это же подтверждается данными сирийской ПВО.
Более того по данным радиолокационной разведки аэродрома Хмеймим отмечен факт нарушения воздушного пространства Сирии атакующим самолетом ВВС Турции.
Этот факт расценивается как грубейшее нарушение норм международного права с самыми тяжелыми последствиями и прямое нарушение Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечения безопасности полетов в Сирийской Арабской Республике, заключенного с США и распространяющегося на все страны коалиции, включая Турцию.
Видимо поэтому Турция начала экстренные консультации с НАТО, вместо того, чтобы вступить в срочном порядке в контакт с Министерством обороны Российской Федерации.
Турецкому военному атташе в Российской Федерации заявлен решительный протест действиям ВВС Турции, приведшим к потере нашего самолета.
Следует отметить, что мы с самого начала проведения операции установили прямую телефонную линию между Национальным центром управления обороной РФ и минобороны Турции, но практической пользы по вине турецкой стороны она не принесла.
В целях эвакуации российских летчиков с места приземления была проведена поисково-спасательная операция с привлечением двух вертолетов Ми-8. В ходе операции один из вертолетов в результате огня из стрелкового оружия получил повреждения и совершил вынужденную посадку на нейтральной территории. Один морской пехотинец-контрактник погиб.
Проведенными действиями личный состав поисково-спасательной группы и экипаж вертолета были эвакуированы и в настоящее время находятся на авиационной базе «Хмеймим». С территории, подконтрольной бандформированиям, минометным огнем вертолет был уничтожен.
Операция по поиску и спасанию экипажа подбитого российского бомбардировщика продолжается.
Хочу подчеркнуть, что в районе действий российской авиации проводится операция сирийских правительственных войск по уничтожению бандформирований в которых, по нашим данным, сосредоточено более 1000 боевиков выходцев с Северного Кавказа.
Обращаю внимание, что никто из наших партнеров и стран, ведущих боевые действия против ИГИЛ, никогда не говорили о том, что в этом районе находятся подразделения так называемой «умеренной оппозиции» и что они не рекомендуют наносить удары по этому району. Напротив, эти районы известны как территории, контролируемые наиболее радикальными бандформированиями.
Генеральным штабом в настоящее время прорабатываются дополнительные меры по обеспечению безопасности российской авиационной базы.
Первое: Все действия ударной авиации будут осуществляться только под прикрытием самолетов-истребителей.
Второе: Будут приняты меры по усилению противовоздушной обороны. С этой целью крейсер «Москва», оснащенный системой ПВО «Форт», аналогичной С-300, займет район в прибрежной части Латакии. Предупреждаем, что все цели, представляющие для нас потенциальную опасность будут уничтожаться.
Третье: Контакты с Турцией по военной линии будут прекращены.»
Выступление начальника Главного оперативного управления Генерального Штаба Вооруженных Сил России генерал-лейтенанта Сергея Рудского по факту провокационных действий ВВС Турции 24 ноября:
Click to view
Заявление по поводу инцидента Президента России Владимира Путина по завершении переговоров с Королём Иорданского Хашимитского Королевства Абдаллой II Бен Аль-Хусейном, который находится в России с рабочим визитом:
"Спасибо Вам за слова соболезнования, в том числе в связи с крушением нашего военного самолёта сегодня. Это событие выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом.
Мы внимательно проанализируем всё, что случилось, и сегодняшнее трагическое событие будет иметь серьёзные последствия для российско-турецких отношений.
Конечно, наши военные ведут героическую борьбу с террором, не жалея себя, не жалея своей жизни. Но сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма. По‑другому я не могу квалифицировать то, что сегодня случилось.
Наш самолёт был сбит над территорией Сирии ракетой «воздух-воздух» с турецкого самолёта F-16, упал на территорию Сирии в 4 километрах от границы с Турцией, находился в воздухе, когда на него была совершена атака, на высоте 6 000 метров, на удалении одного километра от турецкой территории.
В любом случае наши лётчики и наш самолёт никак не угрожали Турецкой Республике, это очевидная вещь. Они проводили операцию по борьбе с ИГИЛ в Северной Латакии, это горная часть, где сосредоточены боевики, в основном выходцы из Российской Федерации. И в этом смысле они выполняли свою прямую задачу превентивных ударов по террористам, которые в любую секунду, в любое время могли вернуться в Россию, и это, конечно, люди, которых необходимо напрямую относить к международным террористам.
Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идёт большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных ИГИЛ территорий. Отсюда и большая денежная подпитка бандформирований. Теперь ещё и удары нам в спину, по нашим самолётам, которые борются с терроризмом. И это при том, что мы с американским партнёрами подписали соглашение о предупреждении инцидентов воздухе, а Турция, как известно, в ряду тех, кто объявил о том, что якобы воюет с терроризмом с составе американской коалиции.
Если у ИГИЛ такие деньги (а счёт там идёт на десятки, сотни миллионов, может быть, на миллиарды долларов) за счёт торговли нефтью, плюс к этому они имеют защиту со стороны вооружённых сил целого государства, тогда понятно, почему они ведут себя так дерзко и нагло, почему они умерщвляют людей самым изуверским способом, почему они совершают террористические акты по всему миру, в том числе в сердце Европы.
У каждого государства есть свои региональные интересы, и мы всегда относимся к ним с уважением. Но мы никогда не потерпим, чтобы совершались такие преступления, как сегодня.
Мы, конечно, внимательно проанализируем всё, что случилось, и сегодняшнее трагическое событие будет иметь серьёзные последствия и для российско-турецких отношений.
Мы всегда относились к Турции не просто как к близкому соседу, а как к дружественному государству. Не знаю, кому было нужно то, что сделано сегодня, - во всяком случае не нам. И вместо того чтобы немедленно наладить с нами необходимые контакты, насколько нам известно, турецкая сторона обратилась к своим партнёрам по НАТО для обсуждения этого вопроса и этого инцидента, как будто это мы сбили турецкий самолёт, а не они - наш.
Они что, хотят поставить НАТО на службу ИГИЛ? Я понимаю, что у каждого государства есть свои региональные интересы, и мы всегда относимся к ним с уважением. Но мы никогда не потерпим, чтобы совершались такие преступления, как сегодня.
И конечно, мы рассчитываем на то, что международное сообщество всё‑таки найдёт в себе силы для того, чтобы сплотиться в борьбе с общим злом".
Видеозапись выступления В. Путина:
Click to view
Видеозаписи падения сбитого российского бомбардировщика Су-24М 24 ноября:
Click to view
Click to view
Click to view
Туркоманские боевики ведут огонь с земли по катапультировавшимся летчикам со сбитого самолета Су-24М. Один из летчиков в результате был убит в воздухе:
Click to view
Второй летчик Су-24М, как сообщают, был эвакуирован сирийской армией и вечером 24 ноября доставлен на авиабазу Хмеймим.
Кадры падения сбитого самолета:
Карта, представленная Министерством обороны России в качестве российской официальной версии событий:
Видео от LifeNews со схемой курсов самолетов от Министерства обороны России:
Click to view
Турецкая схема курсов самолетов с турецкой версией инцидента:
Официальное послание представителя Турции при ООН Генеральному секретарю ООН - по видимому, с "окончательной" турецкой официальной версией инцидента. Согласно данному заявлению, пара российских Су-24М нарушила воздушное пространство Турции на глубину 1,36 мили и на дистанцию 1,15 мили всего на 17 секунд. При данной версии получается, что скорость Су-24М при этом была всего 243 мили в час (около 400 км/ч), что выглядит очень маловероятным. Наиболее вероятно, что скорость самолетов была выше, и время их нахождения в турецком воздушном пространстве (если принимать на веру турецкие данные о дистанциях нарушения) было менее 10 секунд.
Видео поисково-спасательной операции ВКС России с использованием вертолетов:
Click to view
Подбитый огнем с земли российский поисково-спасательный вертолет Ми-8АМТШ был после вынужденной посадки и эвакуации его экипажа затем уничтожен туркоманскими боевиками с использованием американского ПТРК TOW:
Click to view
Подбитый вертолет Ми-8АМТШ на земле: