Удивительный спектакль мне удалось недавно посмотреть. Кама Миронович Гинкас поставил в МТЮЗе "Записки покойного Белкина", а точнее: "Метель" и "Выстрел". Это же надо так придумать, что кажется будто многослойное действо спектакля рождается прямо у нас на глазах. На сцене лишь громадные упаковочные ящики с надписями "не кантовать", актеры, одетые кто во что: кто в костюмы пушкинской поры, кто в телогрейки и кирзачи (Художник Мария Утробина). Как будто мы не готовый спектакль смотрим, а одну из репетиций: не все костюмы пошиты, не всегда текст заучен. Актеры переругиваются, обижаются друг на друга, отвлекаются от работы, думая о чем-то своем, читают пушкинский текст с авторскими отступлениями и ремарками, и говорят о своих героях в третьем лице.
Они время от времени обращаются к википедии, дабы уточнить неясные моменты, катаются на гироскутере и пытаются сосчитать во скольких дуэлях участвовал Пушкин.
По началу смотришь на этот кажущийся хаос с отстраненным любопытством, пытаясь собрать клочки в нечто единое, и не замечаешь, как глубоко внутри организма вдруг переключается невидимый тумблер и ты уже внутри спектакля, ты уже сочувствуешь и сопереживаешь, и как будто пушкинский текст читаешь впервые.
Кама Гинкас изящно встраивает в спектакль стихи Пушкина, Жуковского и Вяземского, отрывки из писем и воспоминаний, пересыпая все это поговорками и анекдотами.
Ансамбль солистов камерного оркестра "Виртуозы Москвы" и квартет "Камерата" играют Шопена, Шуберта и современного композитора Петра Климова.
На сцене смешение приемов и жанров, актеры живут в нескольких образах, а Кама Гинкас постоянно напоминает, что мы в зале, что на сцене течет условная жизнь, а настоящая бушует за стенами театра. Перевернутые деревья, лохматые маски демонов снега и вьюги неожиданным образом разбивают условность и связывают действие в единую субстанцию.
Недавно московские блогеры признали МТЮЗ лучшим театром, и "Записки покойного Белкина" подтверждают этот выбор абсолютно и несомненно. А какие в этом театре актеры! Сергею Кузнецову досталась центральная роль Владимира, а затем Сильвио, Евгений Кутянин - Бурмин, и он же граф Б. - в обоих случаях такие разные образы и такое глубокое воплощение. Дмитрий Супонин - уютный Гаврила Гаврилович, он же покойный Белкин, чьи записки мы читаем, Елена Левченко - домашняя хлопотунья Прасковья Петровна, Леонид Кондрашов - молодой офицер, подставляющий в нужный момент плечо под вроде бы рассыпающееся действие. И наконец Евгения Михеева - Марья Гавриловна и Графиня Б. Именно ее героини завязывают интригу спектакля в замысловатый узел.
И наконец бьющий по нервам финал - о нем даже не буду рассказывать, это вы должны обязательно сами увидеть.
Благодарю за приглашение
Московский театр юного зрителя, сообщество блогеров
moscultura и
atlanta_s Фото взяты с официального сайта театра. Последнее - моё.