Юрий Грымов в московском театре "Модерн" сделал попытку перенести действие пьесы "На дне" в пространстве, времени и обществе. Герои Горького находятся на дне общества прежде всего в материальном плане, герои же Грымова прощупывают нравственное дно на современной Рублёвке. "Для меня авторский текст - табу." - комментирует современную постановку автор. Я перед её просмотром перечитал оригинал, попытавшись представить происходящее с учётом сохранения текста и изменения обстоятельств - не получилось. Удалось ли Грымову?
40-летний слесарь Клещ говорит: "Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... " Какой-такой социальный лифт его мог вынести в особняк на Рублёвке и там нравственно разложить? Или Квашню, Алешку, крючников? Где эти персонажи в пьесе Горького даже в иносказательном плане? Вот Настя или Наташа, например. Им что до полусвета, что до светской дамы дистанция примерно одного гигантского размера. Нет, не получается представить и не получается показать и у Грымова тоже. 2
Давайте поставим вопрос так: кто может быть на нравственном дне общества, проживая на Рублёвке? Мальчики-мажоры? Эскортницы? Инфоцыгане? Блогеры, писатели, актеры, селебрити определенного толка? Какие ещё варианты? В этом смысле Костылев с Василисой, Актёр, Сатин переносятся на Рублёвку вполне. 3
Можно даже сыграть в такую игру - далее будет несколько фото а под ними подписи. Попробуйте угадать кто есть кто? [Нажмите, чтобы узнать персонажи]Актёр - Сатин - Настя 4
Самое спорное случается с персонажем Луки. Этот очень важный в сюжете герой, показанный Горьким в образе мудрого странствующего блаженного, на сцене показывается тощим манерным хипстерком. Я бы на Рублёвке мог представить в образе, например, бармена. Такой появившийся человек из вне этого общества и по своему положению, будучи в курсе всех событий. В пьесе Лука один из центральных важных персонажей, а тут он просто затерялся. Но это не случайное фиаско, а намеренный приём - Грымов, очевидно, решил гиперболизировать мнение о Луке, как о лукавом, дающим ложные надежды. Ох, как глубоко и спорно! 8
Сильный перекрас случился и с Татарином - его играет негр. Ну, в самом деле, если в "Жмурках" эфиоп Баклажан говорит "Я русский!", то почему Татарин не может быть чёрным? Может это кликуха такая (тем более раньше все восточные народы татаринами звались). 9
Аналогично и по некоторым сценам. Мучительная и долгая смерть Анны очень чувственный пронзительный момент, в котором у горьковского Луки особая роль. Здесь же мы скорее имеем дело с конвульсиями тёлочки от передоза, к которым не испытываешь не малейшего сострадания, а слова Горького из уст хипстера Луки звучат насмешливо, даже стёбно. Впрочем, сам момент смерти показан с помощью звонка смартфона очень оригинально. И в Сибирь он отправляет Пепла как на Гоа. 10-11
А вот сцены с Пеплом, да и сам этот персонаж удались замечательно. Разговор с Василисой, где она пытается заказать папика или диалог с Настей. Вообще Пепел у Грымова остался единственно ярким и положительным персонажем. Актёр Шамиль Мухамедов показал его просто блестяще. 12-13
Да и остальным актёрам тоже могу дать высокую оценку. Хорошие уверенные актёрские работы. 14
Ещё из сильных сторон спектакля это вся визуальная составляющая: пространство, включая декорации, костюмы, выстаивание мизансцен. Спектакль очень приятно смотреть. 15
Аналогично и музыкальное оформление сильное. Сцена драки с убийством Костылёва под армстронговский What a Wonderful World - просто шедевр. 16
По локации возникает тоже много непонимания. У Горького всё логично: материальное дно - это ночлежка. Спектакль начинается с того, что все персонажи сидят на разного видах мебели (подписанных названием персонажей) и слушают струнный концерт Вивальди Le quattro stagioni. То есть, это как бы зрительный зал. Но затем в этих же декорациях происходит весь спектакль. Где это, что это? Если клубный ресторан, то где соответствующие аксессуары, официанты. И почему потом в нём делают косметологические процедуры? Не понятно. И есть ли подтекст в такой постановке 17
Что в итоге? Идея с переносом, но сохранением текста смелая, визуально достойная, но очень дискуссионная. Парадоксально скажу, что для того, чтобы сохранить суть пьесы Горького перенося действие в другие обстоятельства, нужно дальше уйти от оригинального текста. Сам Грымов справедливо замечает, что "Хотя я думаю, если бы Горький писал “На дне” сегодня, он говорил бы другим языком." И дело не столько в лексике, сколько и в перечне героев, их историях. Общий сюжет стоило бы сохранить, конечно, отдельные сцены (вплоть до текста) героев - Коростылева, Василису, Пепла, Луку тоже. Остальное переписать. 18
Но ещё что отмечу: постановка даёт очень большую пищу для размышлений. Рекордную за последнее время у меня. У неё мого пластов, не всегда сразу очевидных. Её в любом случае интересно смотреть и ещё интересней обсуждать, обдумывать. Меня размышления об этом не покидали несколько дней и каждый раз я, обдумывая, находил для себя что-то новое. Под какой напиток лучше проводить обсуждение с друзьями - читайте скоро в телеграм-канале Винотеатр. 19
Оценки ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН следующие: Сценарий - 7 из 10 Режиссура - 9 из 10. Актёры - 10 из 10 20
Свет - 6 из 6 Звук - 6 из 6 Пространство - 6 из 6 Итого средний бал: 7,3 из 8, или 9,2 дольки (из 10). "На дне" Юрия Грымова - смелый, яркий и дискуссионный перенос сюжета в пространстве, времени и обществе. 21